"Оглашенные, изыдите!" Почему вдруг?
Молитвы об оглашаемых, то есть о некрещеных, готовящихся к крещению, завершают первую часть литургии. Перед началом литургии верных диакон призывает оглашаемых покинуть храм.

Призыв дьякона

На церковнославянском языке

 

На русском языке

Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии изыдите, елицы оглашеннии изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.   Диакон: Все оглашаемые, выйдите! Оглашаемые, выйдите! Все оглашаемые, выйдите! Да никто из оглашаемых, а только верные, снова и снова в мире Господу помолимся!


На практике храм мало кто покидает после этого призыва диакона. Тем не менее, попробуем разобраться с вопросом о некрещённых – почему они не могут остаться?

Прочитайте Первое послание Коринфянам 11:23-33
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

Ап. Павел прямо связывает церковную вечерю с той, на которой Иисус был с апостолами.
Был ли та Вечеря открытой для всех? Почему?

Ветхий Завет и Новый Завет
Вечеря апостолов со Христом совершалась по обычаю еврейских пасхальных трапез. А закон об этих трапезах был такой:

Прочитайте Исход 12:43-49
43 И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее;
44 а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее;
45 поселенец и наемник не должен есть ее.
46 В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте.
47 Все общество Израиля должно совершать ее.
48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее;
49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.

Кто мог, а кто не мог участвовать в пасхальной трапезе? Почему?

Мало того, что иноплеменники не могли есть пасхальную трапезу, так ещё и совершалась она, как правило в пределах одного дома – одной семьи.
Так и с церковной вечерей. Старший на вечере – Христос, а участники должны быть с Ним из одного дома, из семьи Божьих детей. Как необрезанные не допускались к ветхозаветной пасхальной трапезе, потому что не были частью Божьего народа, так и некрещёные не могут принимать участие в Вечере Господней, потому что ещё не присоединились к Телу Христову.


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle