Великий вход
Великий вход, во время которого приготовленные евхаристические дары переносятся на престол, знаменует начало евхаристического приношения. Перед самым входом священник произносил молитву не от лица собрания, а о самом себе. Во время этой молитвы в храме звучит одно из красивейших и многими любимых песнопений – Херувимская песня.
Херувимская

Херувимская песнь

Церковнославянский перевод

 

Русский перевод

Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да царя всех подимем, ангельскими невидимо дороносима чинми, аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа   Мы, Херувимов таинственно изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение. Чтобы принять Царя всего, Ангельскими полками невидимо сопровождаемого. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.


В Херувимской песне два сильных образа. Сначала мы сравниваемся с херувимами, поющими Господу Трисвятое. Потом сопровождающие Христа ангелы сравниваются с римскими легионерами, сопровождающими новоизбранного императора. К этому отсылает загадочное слово «дориносима». Оно состоит из греческого слова «дори» - копье и русского слова «носить». И отсылает к древнему римскому обычаю торжественно нести новопровозглашенного императора на щите среди окружающих его легионеров с копьями. Христос — единственный подлинный Царь и Ангелы сопровождают Его, как преданные легионеры. И мы — вместе с Ангелами.

Какие чувства вызывает у вас мысль о Христе, сопровождаемом полками Ангелов, среди которых и мы?
Трисвятое в Писании
В Херувимской мы сравниваем себя с херувимами, поющими Трисвятую песнь. Знаете ли вы, где встречается Трисвятое в Писании?

Прочитайте Книгу пророка Исаии 6:1-3
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Что услышал Исаия? Слышал ли Исаия пение?
Каких именно ангелов услышал пророк?


Как ни странно, но в Библии нигде прямо не упоминается ангельское пение. Однако и в иудейской и в христианской традиции говорится об ангельском пении. Традиция опирается на многочисленные свидетельства верных Господу людей, получавших откровение об этом. Возвращаясь к откровению Исаии, мы обнаруживаем, что Трисвятое славословие исходит от серафимов, а не от херувимов. Неужели автор Херувимской допустил ошибку?

Есть ещё один текст Библии с Трисвятым славословием.

Прочитайте Откровение 4:5-8
5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

В этом тексте нет названия ангельских существ, но сравнивая описание «четырёх животных» с описанием херувимов из Книги пророка Иезекииля (см. Иезекииль 1:4-10), можем отождествить их с херувимами.
Херувим с мечом огненным
О херувимах в Писании говорится достаточно много. Первое упоминание о херувиме находим в 3-й главе Бытия.

Прочтите Бытие 3:24
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Что здесь говорится о задаче херувима?

Херувим выступает в роли хранителя древа жизни, которое в христианской традиции связано и с Крестом, и с богопознанием, и с вечной жизнью и с Самим Иисусом Христом.
Херувимы и Святое Святых
Как охранители в скинии и в Иерусалимском храме, херувимы изображались на завесе, закрывающей вход в Святое святых.

Прочитайте Исход 26:31-33
31 И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы;
32 и повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных;
33 и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых.

В Святом святых находился ковчег завета, на крышке которого находились изваяния херувимов.

Прочтите Исход 25:17-22
17 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20 и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
21 И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
22 там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.

Зачем, по-вашему, нужны были херувимы на крышке ковчега?
Херувимы - колесница Божия
Над крышкою, посреди двух херувимов Господь являлся Моисею и другим Своим избранникам (обычно это явление было в виде сияющего облака, называемого славой Господней). Херувимы не просто рядом с Господним присутствием и Его славой. Они – колесница Божия, Бог восседает на них.

Прочитайте 1-ю книгу Царств 4:4а
И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах...

В 17 псалме Давида, стих 11, читаем:
10 Наклонил Он небеса и сошел; и мрак под ногами Его;
11 и воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра...

Во время нашествия Ассирийцев, царь Езекия обращается к Богу Израилеву, седящему на Херувимах (см. Исаия 37:16).
Мы - словно Херувимы...
Итак, что мы узнали о херувимах? Они – и хранители дерева жизни, и Божья колесница, они приносят славу Божию туда, где её нет. Всё это, как и непрестанное славословие серафимов, относится к нам, Церкви Христовой.

Что значит быть хранителями древа жизни?
Что значит быть Божьей колесницей?
Где, по-вашем, нет славы Божьей?
Как мы можем принести славу Божью туда, где её нет?


Посмотрите, какой ответ дает на это ниже Иоанн Златоуст
Иоанн Златоуст о прославлении Бога
Итак, предоставляя всем обстоятельствам, касающимся нас, идти как угодно, станем со своей стороны заботиться только о том, чтобы непрестанно благодарить Бога за все. Мы для того ведь и созданы разумными и столько возвышены над бессловесными, чтобы возносили к Создателю всяческих непрестанные хвалы и славословия. Он для того вдохнул в нас душу и даровал нам язык, чтобы мы, чувствуя Его благодеяния к нам, и признавали власть Его над нами, и выказывали свою признательность, и, по силам своим, возносили к Господу благодарность.

Если подобные нам люди, оказав нам какое-нибудь часто и маловажное благодеяние, требуют за это от нас благодарности, не ради нашей, впрочем, признательности, но чтобы и самим прославиться через это, то тем более мы должны так поступать по отношению к человеколюбивому Богу, Который хочет этого единственно для нашей пользы. Благодарность, приносимая людям за их благодеяния, умножает славу самих благодетелей; но, когда мы возносим благодарность к человеколюбивому Богу, то умножаем свою собственную славу, потому что Он требует от нас благодарности не потому, чтобы нуждался в нашем прославлении, но чтобы вся польза обратилась на нас же, и мы сделались достойными больших милостей Его.

Правда, мы не в состоянии достойно возблагодарить Его: да и как бы мы могли, имея такую слабую природу? И что я говорю о человеческой природе? Даже бестелесные и невидимые силы – и начала, и власти, и херувимы, и серафимы не могут достойно возблагодарить и прославить Его. Однако же, наш долг приносить посильную благодарность, и непрестанно прославлять Господа нашего и словами и добродетельной жизнью. Это-то и есть самое лучшее прославление, когда мы возносим славословие бесчисленными устами. Добродетельный всех, кто ни смотрит на него, заставляет хвалить своего Господа; а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа на того, кто побудил их к нему. Что же будет блаженнее нас, если мы решимся не только сами собственными устами прославлять благого Бога, но и всех ближних возбуждать к совокупному с нами славословию? А такова сила добродетели (и у одного человека), что может прославлять Создателя бесчисленными устами. Так, возлюбленный, ничто не может сравняться с добродетельной жизнью. Потому-то и Господь говорил: "так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"(Мф. 5:16). Видал ты, как свет, лишь явится, прогоняет тьму? Так и добродетель своим появлением обращает в бегство грех, и, рассеяв мрак заблуждения, возбуждает души взирающих на нее к славословию.

Постараемся же, да светят дела наши так, чтобы прославлялся Господь наш. И Христос сказал так не для того, чтобы мы делали что-либо на показ; нет, но чтобы, живя честно и согласно с волей Божьей, никому не подавали повода к богохульству, и своими добрыми делами располагали всякого, кто только видит нас, к прославлению Господа всей твари. Тогда-то мы и заслужим от Него особенное благоволение, и возможем избегнуть наказания, и получить неизреченные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle