Просительная ектенья
После окончания Херувимской песни, диакон призывает верных к завершающей ектении.

Просительная ектенья

Церковнославянский перевод

 

Русский перевод

Диакон: Исполним молитву нашу Господеви.
Хор: Господи, помилуй.
О предложенных честных Дарех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Прощения и оставления грехов и прегрсшений наших, у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове, просим.
Хор: Подай, Господи.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор. Тебе, Господи
  Диакон: Восполним молитву нашу Господу.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О принесенных честных Дарах, Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О святом храме сем и о входящих в него с верой, благоговением и страхом Божиим, Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: Об избавлении от всех скорбей, ненависти и притеснений Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: Огради, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: Дня, во всем совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.
Люди: Подай, Господи.
Диакон: Ангела Мира – верного наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Люди: Подай, Господи.
Диакон: Прощения и избавления от грехов и грехопадений наших у Господа просим.
Люди: Подай, Господи.
Диакон: Доброго и полезного для душ наших, и мира всему Миру у Господа просим.
Люди: Подай, Господи.
Диакон: О прочем времени жизни нашей, дабы кончина была в примирении и в покаянии, у Господа просим.
Люди: Подай, Господи.
Диакон: Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном и великом Суде Христовом просим.
Люди: Подай, Господи.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Люди: Тебе, Господи.


В чём, по-вашему, основное отличие этой ектении от предыдущих?
Какие новые прошения тут появились?
Об Ангеле и о христианской кончине
Как видим, здесь больше прошений не о ком-то другом, а о самих верных. О нас.

Какие из этих прошений особо важны для вас? Почему?
Зачем христианину Ангел?


Прочтите Послание Евреям 1:13-14
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Помогает ли вам этот текст лучше понять прошение об Ангеле? Если «да», то как?

Если Ангелы посылаются тем, кто наследует спасение, то просьба об Ангеле становится и просьбой о сохранении на пути спасения.

Как вы думаете, что такое христианская кончина? Насколько это прошение важно для вас? Почему?
Страшит ли вас смерть?

Прочитайте Послание Филиппийцам 1:21-24
21 Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.
22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;
24 а оставаться во плоти нужнее для вас.

Слова Ап. Павла для многих могут прозвучать странно. Как это смерть – приобретение? Как это можно желать её? Но если для человека жизнь – Христос, то и смерть перестаёт быть чем-то страшным.

Если для настоящего христианина смерть – приобретение, то зачем жить на этой земле?
Для чего жил Ап. Павел?

Плод дела – вот, что удерживало Павла в этой жизни. Он знал, для чего Господь даёт ему время земной жизни, и распоряжался ею как верный служитель Христа.

Есть ли у вас дело на земле, которое должно принести плод? Какой плод вы стремитесь принести в этой жизни?
Преподание мира
После этой ектении священник ставит Божественные Дары на престол, сопровождая это особой молитвой. Затем он преподаёт мир всем собравшимся. «Мир всем», говорит священник, «и духу твоему», отвечают верные. Это – не просто обмен хорошими пожеланиями. Преподать мир может тот, кто им обладает. Очень важно, чтобы мы стремились хранить и умножать этот мир в себе. Преподание мира органично связано с просительной ектенией, что видно из отрывка из послания к Филлипийцам.

Прочитайте Послание Филиппийцам 4:6-7
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.


Если мы приходим на Литургию с желанием «в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом», то совершенно справедливо ожидать того, что мир Божий сохранит наши сердца и мысли в единении с Иисусом Христом.
Целование мира
Далее следует важный призыв диакона, который, к великому сожалению во многих храмах остаётся без внимания.

Диакон: Возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать...
Хор: Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную.

«Возлюбим друг друга» – призыв к целованию мира. Это поцелуй, который всегда был выражением любви. Один человек говорит: «Христос посреди нас!», а другой отвечает: «И есть, и будет!» Так поступают клирики в алтаре, и так же и присутствующие верные должны это делать.

«Когда наступает время преподания взаимного приятия мира, мы все друг друга лобызаем». И «приветствуют клирики епископа, мiряне-мужчины – мужчин, женщины – женщин...». (Свт. Иоанн Златоуст)

В древности вместо «Возлюбим друг друга» говорили «Приветствуйте друг друга». В посланиях Ап. Павла этот призыв звучит так: (Послание Римлянам 16:16):
Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

Существует ли в вашем приходе практика святого целования между мирянами?
Как по-вашему, насколько важно такое приветствие между верными?


Целование мира – простой, но важный знак, утверждающий наше единство в любви Христовой. И очень важно, чтобы это было не просто знаком, а выражением реальности нашей жизни.
Символ веры
И ектенья, и целование мира готовили нас к исповеданию нашей веры. Единство во Христе предполагает и единство в вере. Единство невозможно ни в случае ненависти и неприязни между единоверцами, ни в случае веры в разное. В начале VI века было введено чтение Символа веры на Литургии. До этого его читали во время совершения крещения и крещальных Литургий.

1 Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего и видимого и невидимого.
2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё произошло.
3 Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.
4 Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5 И воскресшего в третий день, по Писаниям.
6 И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца.
7 И снова грядущего со славою, судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.
8 И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего чрез пророков.
9 Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
10 Признаю одно Крещение, для прощения грехов.
11 Ожидаю воскресения мёртвых,
12 и жизни будущего века. Аминь.

Как вы думаете, нужно ли нам за каждой литургией повторять Символ веры?
Зачем нам догматизировать веру? Не достаточно ли просто любить Бога и ближних?


Догматы часто неверно представляют в виде оков, ограничивающих свободу верующего человека. Но прочтите внимательно Символ веры. Он – краткое выражение догматов нашей веры. Он утверждает веру в единого Бога, совершенную Человечность и Божественность Иисуса Христа, Божественность Святого Духа, единство Церкви и ожидание ею воскресения мертвых и жизни будущего века. Тут нет ничего, что сковывало бы нашу свободу.
Все формулировки Символа веры родились в борьбе с ложными учениями, одолевающими Церковь.
Без любви к Богу и ближним христианство невозможно, но оно также невозможно без понимания того, Кто есть Бог и каков Он. Ложные представления о Боге не позволят нам иметь совершенную любовь ни к Нему, ни к людям.

Внимательно перечитайте каждый член Символа веры. Можете ли вы сказать, что вы верите в это и эта вера составляет сердцевину вашей жизни?
Что вера в это привносит в вашу жизнь, чего бы в ней не было, если бы вы не верили?
Иоанн Златоуст о святом целовании
Он (т. е. Павел) всегда в своих приветствиях сближает и соединяет членов (Церкви). Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. У них он жил, как скинотворец (тот, кто шьёт палатки). С домашнею их церковью. И это немаловажная заслуга – обратить дом свой в церковь. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Такое прибавление – лобзанием святым – он делает только здесь. Почему? Потому что (между коринфянами) было великое разделение; они говорили: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» (1Кор. 1:12); одни из них терпели голод, а другие упивались; между ними происходили ссоры, распри и тяжбы: даже из-за самих даров благодати у них была великая зависть и великая надменность. Примирив их своим увещанием, он справедливо повелевает им соединяться и святым целованием; оно могло соединить их и сделать единым телом, – оно свято, если чуждо коварства и лицемерия.
Из толкования на Первое послание к Коринфянам

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle