«Эта небольшая книга — первые подступы к реализации двух связанных между собою идей, общего и даже, пожалуй, программного характера.
Первая идея принадлежит философской антропологии и относится к строению человеческого опыта (который мы будем понимать обычно в смысле феноменологии, как опыт пережитой, Erlebnis). В этом строении мы выделяем особо область мистического опыта.
Предмет нашего непосредственного рассмотрения — мистико-аскетическая традиция православия, исихазм.
[Вторая идея] сжато и упрощенно, можно передать ее так: мы рассматриваем восточнохристианскую мысль в ее истории как особую интеллектуальную традицию, параллельную западнохристианской традиции и реализующую иной тип религиозно-философского дискурса.
Два текста, представленные в книге, решают начальные задачи современной рецепции исихазма, руководимой двумя очерченными идеями. “Аналитический словарь”, первый текст, преследует скромные цели. Максимально используя собственную речь Традиции, он попросту представляет основной материал исихастской антропологии в едином, упорядоченном расположении, следующем его смыслу и содержанию: представляет как цельный, единонаправленный антропологический процесс (“Духовный Процесс”), восходящий к трансформации человеческой природы — обожению, причем не эволюционным, не телеологичным и не “естественным” путем, а “сверхъестественно”, благодатно и свободно — в особой установке синергии. Вслед за тем, второй текст (будем его кратко называть «Органон») выполняет посредствующие и переходные функции, рассматривая методологические проблемы, что возникают, когда мы делаем исихастский опыт предметом или даже истоком какого-либо дисциплинарного дискурса, ближайшим образом — философского или психологического. Мы эксплицируем внутреннюю методологию и герменевтику (“Внутренний органон”), разработанную самим этим опытом и скрытую в его корпусе; затем, с учетом ее, намечаем методологию, которою могло бы пользоваться научное сознание (“Внешний участный органон”)».