Что такое Литургия?
Слово Литургия – греческое. В переводе на русский оно означает «общее дело» или «народное дело». В Древней Греции так называлась денежная повинность - когда богатые граждане брали на себя обеспечение общественных нужд - праздника или военного похода. Если вы пришли в храм на Литургию, то по определению, вы не можете быть просто зрителями. Литургия – не спектакль, разыгрываемый перед нами, но служение, в котором мы призваны участвовать вместе с остальными собравшимися.
Почему Литургия так важна?
Помимо Литургии в церкви совершаются и другие общественные богослужения. Важность Литургии определяется её ядром – таинством Благодарения или по-гречески, Евхаристии. Евхаристию можно рассматривать как венец Литургии. Без Евхаристии Литургия остаётся просто совместной молитвой с чтением Священного Писания.
Библия о Евхаристии и Литургии. Евангелие от Луки
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

Найдите в тексте Евангелия ответы на вопросы:

Кто присутствовал на этой трапезе?
Что заповедал Иисус Христос Своим ученикам?
Для чего ученики Христа должны были это делать?
Если ученики испили от поданной Христом чаши, то что они сделали?
Библия. Книга пророка Иеремии
Христос говорит, что чаша, которую Он дает апостолам - это Новый Завет в Его Крови. Попробуем понять, что это значит и прочитаем отрывок из книги пророка Иеремии.

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Мы привыкли к слову «завет» и редко задумываемся о его смысле. А между тем, завет - это не две книги - Ветхий Завет и Новый Завет. Заветом в Библии называется заповедь или союз между двумя сторонами. Этот союз накладывает на заключившие его стороны определенные обязательства, в том числе к миру и дружбе. При заключении союза-завета часто устраивали пир и приносили жертву, причем заключившие завет проходили между двумя частями рассеченного животного, чтобы показать, что и с ними будет то же самое, если они нарушат союз. Бог заключал с людьми несколько заветов: например, с Ноем, с Авраамом, с народом Израиля. Пророк Иеремия от лица Господа говорит, что придет момент, когда Бог заключит с народом Израиля новый завет. Именно этот Новый Завет заключает Бог с апостолами на Тайной Вечере. Тут есть и пир, и жертва.

Какова особенность тех, кто заключил с Господом Новый Завет?
Если Господь дал заповедь об особой Трапезе апостолам, а текст из книги пророка Иеремии говорит о заключении Нового Завета «с домом Израиля и с домом Иуды», то почему это имеет отношение к нам?
Евангелие от Матфея и Послание к Римлянам
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Как видим, Апостолам было поручено научить все народы всему, что повелел им Господь. Именно поэтому, от момента возникновения Церкви и до сих пор христиане собираясь вместе, совершают Таинство Евхаристии. Апостол же Павел в послании к Римлянам говорит, что христиане стали детьми Авраама по духу, а не по плоти.

В апостольских посланиях и книге Деяний мы находим ясные свидетельства о совершении Евхаристии ранней Церковью.
Библия. 1-е послание ап.Павла к Коринфянам
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

Мы, члены Православной Церкви, верим, что совершаемая литургия не только воспоминание о Тайной Вечери Христа с Апостолами (это недостаточно), и не повторение Тайной Вечери (это невозможно), но участие в той самой Вечере. Что тогда, что сегодня, принимаемые Дары мы получаем от Самого Христа. И это по-прежнему, как и во времена Апостолов, совершается благодаря действию Святого Духа, вводящего нас в Сионскую горницу и нисходящего на Церковь, собравшуюся вокруг Чаши*.

Вернёмся к тексту Ап. Павла из 1 Коринфянам.

Для чего совершалась Евхаристия?
До какого времени церковь призвана совершать Евхаристию?
Как и зачем нужно испытывать себя, перед участием в Евхаристии?
По какой причине участие в Евхаристии может оказаться недостойным?
Что значит «не рассуждать о Теле Господнем»?
Что такое Тело Господне?
Для Ап. Павла Тело Господне – это Церковь. «...так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». (Рим.12:5) «И вы – тело Христово, а порознь – члены». (1Кор.12:27) «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:24) «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». (Еф.5:29,30) Если так, то «не рассуждать о Теле Господнем» означает относится с пренебрежением к другим христианам, членам этого Тела, не замечать их нужд, отстранятся от них, приходить на Евхаристию ради удовлетворения собственных потребностей. Другими словами – превращать литургию из общего дела в своё личное. Важно помнить, что заповедь о Евхаристии дана не лично каждому, а Церкви как семье и общине.
Иоанн Златоуст о Тайной Вечери
Но почему (Павел) говорит, что он принял это от Господа, между тем как сам тогда не был, а находился в числе гонителей? Чтобы ты уразумел, что та вечеря не заключала в себе ничего большего в сравнении с последующими. И ныне тот же (Господь) все совершает и преподает, как и тогда, и не для этого только он напоминает нам об этой ночи, но чтобы тронуть нас еще и иным образом.

Как вообще мы более помним последние слова, которые слышим от умирающих, и наследникам их, когда они дерзают нарушать их завещания, в укоризну говорим: вспомните, что это последние слова отца вашего, которые он завещал пред самым тем вечером, как испустил дух, так и Павел, желая таким образом усилить речь свою, говорит: вспоминайте, что это было последнее таинство, которое Он преподал вам, что Он заповедал это в ту ночь, в которую готовился быть убитым за нас, и, предложив вам эту вечерю, после нее уже не предложил никакой другой.

Затем он излагает самые обстоятельства события и говорит: "взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое".

Если ты приступаешь к евхаристии (благодарению), то не делай ничего недостойного благодарения, не посрамляй брата, не презирай алчущего, не упивайся, не оскорбляй церкви. Ты приступаешь, чтобы благодарить за те блага, которые получили: воздавай же отплату и с своей стороны и не отделяйся от ближнего.

Христос преподал равно всем, сказав: приимите, ядите. Он равно всем преподал Свое тело, и ты не хочешь равно всем раздавать общий хлеб? А (хлеб) был преломлен Им равно за всех и соделался Телом равно за всех.

"Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание" ст. 25).

Что говоришь? Совершаешь воспоминание о Христе, и презираешь бедных, и не трепещешь? Когда ты совершаешь поминовение по умершем сыне или брате, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил обычая и не пригласил бедных; а совершая воспоминание о своем Владыке, ты не хочешь даже поделиться трапезой?

Но что означают слова: "сия чаша есть новый завет"? Была чаша и ветхого завета – возлияния и кровь бессловесных животных; наполняли чашу и фиал кровью и после жертвоприношения совершали возлияние. Предложив вместо крови бессловесных Свою кровь, (Господь) напомнил о древнем жертвоприношении, чтобы, слыша это, кто-нибудь не смутился.

Сказав о вечери, далее (апостол) соединяет настоящее с прошедшим, чтобы верующие были и ныне в таком же расположении духа, как будто присутствовали на той самой вечери, возлежали вместе (с апостолами) и принимали от самого Христа эту жертву, и говорит: "ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" ст. 26).

Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: "сие творите в мое воспоминание", открыл нам причину установления таинства, и между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения, – и подлинно, когда ты представишь, что потерпел для тебя Владыка твой, то сделаешься любомудреннее, – так и Павел говорит здесь: "ибо всякий раз, когда вы едите, смерть Господню возвещаете". Такова эта вечеря!

Далее внушает, что она пребудет до скончания века, словами: "доколе Он придет". "Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней" ст. 27). Почему? Потому, что проливает кровь и производит заклание, а не жертву приносит. Как тогда пронзившие (Господа) пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить (кровь Его), так поступает и тот, кто приобщается недостойно, и не получает никакой пользы. Видишь ли, как страшна речь его и как сильно он тронул их, показав, что если они таким образом намерены пить (кровь Господа), то будут недостойно причащаться предлежащих (таин)? Да и разве не недостойно приступает тот, кто презирает алчущего, и кроме того, что презирает, еще посрамляет его? Если неподавание (милостыни) бедным лишает человека Царствия Небесного, хотя бы он был девственник, равно как и не щедрое подавание, – ведь и те (девы) имели у себя елей, но только не в изобилии, – то представь, как велико будет зло, если совершится столько преступлений.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle