«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» — сочинение анонимного автора, второй половины XIX в. Написанная превосходным литературным языком, эта книга раскрывает мистическую традицию православия (Иисусова молитва).
Керн писал о ней: «Это — путь странника по бесконечным дорогам, большакам и проселкам Св. Руси; одного из представителей той «во Христе бродячей» России, которую мы так хорошо знали тогда, давно, давно…, — России, которой теперь нет и которой, вероятно, никогда больше и не будет. Это те, кто от прп. Сергия шли в Саров и на Валаам, в Оптину и к киевским угодникам; заходили и к Тихону и Митрофанию, бывали и в Иркутске у святителя Иннокентия, доходили и до Афона и до Св. Земли. Они, «не имея пребывающего града, искали грядущего». Это те, кого манила даль и беспечная легкость бездомного жития. Оставив свой дом, они находили его в иноческих обителях. Сладости семейного уюта они предпочли назидательную беседу старцев и схимников. Крепкому укладу векового быта они противопоставили ритм монастырского богослужебного года с его праздниками и церковными воспоминаниями. Они кажутся нам теперь гораздо более близкими к Бедняку из Ассизи или еще ближе к тем первохристианам, о которых древний автор написал: «христиане населяют свои отечества, но как пришельцы; во всем участвуют, как граждане, но все терпят, как чужестранцы; всякая чужбина им — отечество, и всякое отечество — чужбина… Будучи во плоти, они не по плотскому живут; по земле скитаются, но на небе жительствуют».
Значение «Откровенных рассказов странника» нельзя переоценить: в каком-то смысле они — совокупное свидетельство всей русской духовной традиции. Свт. Феофан Затворник был редактором и издателем «Рассказов странника», а если мы вспомним манеру редактирования свт. Феофана, то смело можем назвать его и соавтором «Рассказов». Преподобный Амвросий Оптинский был то ли автором, то ли одним из составителей последних трех «Рассказов странника» (во всяком случае они были обнаружены в его рукописях). Преподобный Варсонофий Оптинский начал делание Иисусовой молитвы именно из-за чтения «Рассказов». Арсений Троепольский, принадлежавший к «кругу друзей» свт. Игнатия (Брянчанинова) одобрял «Рассказы». Как руководство в Иисусовой молитве их воспринимали старцы Феодосий и Никодим Карульские. «Откровенные рассказы странника» были одним из источников «Братьев Карамазовых». Всё русское религиозное возрождение считало «Рассказы странника» свидетельством подлинного Православия (от Бердяева до Керна). Таким образом «Откровенные рассказы странника» признаются всем русским Православием (кажется, только в наше время профессор А. И. Осипов решил раскритиковать их).
Как примечания в текст внесены главные разночтения из первого казанского издания 1881 г. и афонской пантелеимоновской рукописи № 50/4/395. Работа по выявлению этих разночтений проведена иеромонахом Василием (Гролимундом).
Кроме собственно «Рассказов странника» в книге представлены: «Предисловие» Киприана (Керна), «Послесловие» Гролимунда и «Авторство “Откровенных рассказов странника духовному своему отцу”» И. В. Басина.
Пентаковский «История текста и автор "Откровенных рассказов странника"»
Критика Осиповым и сравнение с учением свт. Игнатия (Брянчанинова) «Откровенных рассказов странника» в книге «Путь разума в поисках истины» электронный вариант книги, аудиоверсия
Художественные рассказы о «Рассказах странника» — Сэлинджер «Фрэнни и Зуи».