Философией свободы можно было бы назвать все творчество Бердяева. Свобода как суть человека, история как драма свободы Бога и Его творения, мир сей, зло как попрание свободы, рабство, Христос как Тот, Кто истинно свободен и возвращает свободу людям. Свобода как исходная данность, безосновность. «Философия свободы» — ранний труд Бердяева, которым он впоследствии не был доволен. Однако в нем есть все его заветные идеи и главные интуиции. Некоторая «сырость» наоборот сообщает «Философии свободы» свежесть, пламенность тона, неподражаемую атмосферу горячего спора: мысль, которая только-только родилась.
Бердяев «определяет» философию свободы следующим образом: «Философия свободы не означает здесь исследования проблемы свободы как одной из проблем философии, свобода не означает здесь объекта. Философия свободы значит здесь — философия свободных, философия, исходящая из свободы, в противоположность философии рабов, философии, исходящей из необходимости, свобода означает состояние философствующего субъекта. Свободная философия есть философия религиозная, философия интуитивная, философия сынов, а не пасынков. Путь этой книги исходит из свободы в самом начале, а не приводит к свободе лишь в конце. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. И божественную истину нельзя вывести, она открывается в блеске молнии, она целостно дана в откровении».
Сам Бердяев оценивал «Философию свободы» в «Самопознании» так: «Эта книга была написана не как цельное произведение, а как собрание отдельных этюдов. Меня не удовлетворяла эта книга. Терминология в ней недостаточно выработана. Впоследствии я гораздо лучше выразил свои мысли. Но в ней утверждался уже примат свободы. Творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия. Творчество возможно лишь при допущении свободы, не детерминированной бытием, не выводимой из бытия. Свобода вкоренена не в бытии, а в ничто, свобода безосновна, ничем не определяема, находится вне каузальных отношений, которым подчинено бытие и без которых нельзя мыслить бытия. Я вполне формулировал для себя истину о внебытийственном характере свободы лишь впоследствии. В книге «Философия свободы» я еще не освободился от предрассудков онтологической философии».
Кроме текста «Философии свободы» Бердяева вы здесь также найдете и его аудиоверсию («Нигде не купишь»; Валерия Лебедева).