Книга выдающегося богослова XX в. Михаила Тареева. Противопоставляя художественно-описательному, научно-историческому (в формах «поиска исторического Иисуса», реконструкции исторической, общественной, религиозной обстановки эпохи Иисуса, рационалистической редукции Евангелий) методам изложения и объяснения Евангелия, Тареев формулирует свой метод так: «Исходя из того, что евангелия — не исторически-летописный материал, а религиозно-творческое изображение Христа, что — далее — жизнь Христа свидетельствует об Его исключительной оригинальности и представляет собою полный символизм, придающий Его чудесам идейную конструкцию, я полагаю, что невозможно написать на основании евангельских повествований исторической жизни Христа, что Его жизнь скрыта от нас за субъективно-идейным характером евангельских передач и за символизмом Его дел, — что, однако, нам дана возможность понять «чувствования» Христа, Его душу. Евангелия вводят нас в реальнейшую глубину наиболее самобытной человеческой души, не имея своею целью дать исторически-объективный очерк ее жизни. Евангельский Христос это — единственный Человек, живший всецело для дела Божия, небесный человек, это — душа, исполненная одною религиозною идеей, это — только Сын Божий, почти не касающийся земли, почти без исторически-бытовой окраски, без малейшей земной пыли. Евангельская история — откровение Христа, символическое облачение евангельской идеи. Поэтому мы выдвигаем новый прием объяснения евангельской истории — раскрытие ее внутренней последовательности, ее разума, ее законов, ее духа. Этот прием с полным правом можно назвать философией евангельской истории. Цель евангельских повествований указана евангелистом в том, чтобы читатели уверовали в богосыновство Христа (Ин., 20:31), — в раскрытии евангельской идеи. Но евангелисты этой цели достигают не собственным обсуждением евангельской истории, а передачей и группировкой ее событий, так что смысл евангельской истории в их повествованиях оказывается ее духом, а не буквой. Уловить этот дух, этот логос евангельской истории и выразить его в рассуждениях, в логических формулах — такова задача философии евангельской истории. Такую именно задачу имеет предлагаемое исследование».