«Гений христианства » — одна из лучших апологий христианства Нового времени и вместе с тем прекрасная «теория» христианской литературы (или культуры в общем). В целом шатобрианову апологию можно свести к двум аргументам.
Посылка обоих такова: мы более не верим в христианство («мы» в смысле среднего западного интеллектуала) и тем более не верим, что защита христианства может быть рациональной. В такой ситуации, возможно, однако, прибегнуть к следующим аргументам. «Аргумент от силы» — как бы мы сами ни смотрели на христианство (а «мы» — «не верим»), очевидно, что это «мы» — западная культура от великого искусства до самого западного типа человека — Европа как таковая — создана христианством. Секулярная Европа может не верить в Бога, но то, чтО суть она есть, — продукт христианства. Шатобриан пишет так:
«Современный мир обязан [христианской вере] всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем».
Второй аргумент — «аргумент от красоты». Опять же, независимо, верим ли мы в христианство или нет, оно — прекрасно. Шатобриан: «из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам». Секулярная Европа не верит в Бога, но она не может отрицать несомненную красоту своих же созданий: Шекспира, Рафаэля, Данте и т. д.
Итак, «христианская вера] покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, дает мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».
Кроме фрагментов «Гения христианства» здесь же читатель обнаружит две «художественные иллюстрации» идей этого трактата — повести «Атала» и «Рене»; а также фрагменты работы «Опыт об английской литературе и суждения о духе людей, эпох и революций».