Собрание богословских статей И. Мейендорфа.
ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ
ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
I. Происхождение и значение термина
Значение
Норма церковного устройства
II. История
Причины раскола между Востоком и Западом
Раскол 1054 г. и его последствия
III. Вероучение
Соборы и исповедания веры
Бог и человек
Христос
Святой Дух
Святая Троица
Трансцендентность Бога
Развитие современного богословия
IV. Церковное устройство
Каноны
Епископат
Клир и миряне
Монашество
V. Богослужение и таинства
Роль богослужения
Евхаристические литургии
Богослужебные циклы
Таинства
Архитектура и иконография
VI. Церковь и мир
Миссии: древние и современные
Православие и другие христиане
Церковь, государство и общество
Православная Церковь сегодня
ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ. ИСТОРИЯ
Церковь в Византийской империи
Православие при Османской империи (1453–1821)
Русская Церковь (1448–1800)
Православные церкви в XIX в.
Православная Церковь после Первой мировой войны
СМЫСЛ ПРЕДАНИЯ
1. Писание, Предание и Церковь
2. Предание и догмат
3. Предание и предания
ХРИСТИАНСКОЕ ПРЕДАНИЕ: ПРАВОСЛАВНОЕ ВИДЕНИЕ
1. Предание и эсхатология
2. Предание во II столетии
3. Современная экуменическая ситуация
ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ТВОРЕНИЯ
ТВОРЕНИЕ В ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ
Ориген, свт. Афанасий и греческие отцы
Русская софиология
Общее основание: теоцентрическая антропология и антропоцентрическая космология
ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА: ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА
1. Личностное, или «ипостасное» измерение
2. Природа как общение
3. Два «движения» человечества Христа
ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ
Богословские предпосылки: «Бог пострадал плотию»
Литургическое выражение: «Новая Пасха»
Заключение: осуществленная эсхатология
О ЛИТУРГИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
ХРИСТОС КАК СПАСИТЕЛЬ В УЧЕНИИ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ
Кирилл Александрийский: Христос Эммануил
«Совершенный Бог и Совершенный Человек»
Христос и Мария
Христос и Святой Дух: синтез преподобного Максима Исповедника
Человечество Христа: смысл икон
Искупление: Тело Христово, Глава и Члены
ХРИСТОС КАК СЛОВО: ЕВАНГЕЛИЕ И КУЛЬТУРА
НОВАЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ: СПАСЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ
Течения в сотериологии
Христос Спаситель «Новый Адам»
Заключение: этика Воскресения
Ἔφ̓ ᾧ (Рим. 5:12) У КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО И ФЕОДОРИТА
Святитель Кирилл Александрийский
Феодорит Кирский
СВОБОДНАЯ ВОЛЯ (γνώμη) У ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО «ВЕТХОЕ» И «НОВОЕ»: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ
«Ветхий Адам»
Этика Воскресения
АНТРОПОЛОГИЯ И ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
УЧЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ХРИСТА
СВЯТОЙ ДУХ КАК БОГ
ОБОЖЕНИЕ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»
Дух истины
Единица и Троица
МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Обожение
Грехопадение и Воскресение
Дух истины
Опыт Святой Троицы
БОГОСЛОВИЕ СВЯТОГО ДУХА
1. Дух в Троице
2. Святой Дух в человеке
3. Святой Дух в Церкви
СВЯТОЙ ДУХ КАК БОГ
1. Тринитарный аспект
2. Антропологический аспект
Заключение
У ИСТОКОВ СПОРА О FILIOQUE
1. Filioque на Западе до VIII в.
2. Положение в VIII в.
3. Кризис IX в.
Заключение
СВЯТОЙ ДУХ В ЦЕРКВИ
БОГОСЛОВСКИЙ СИНТЕЗ
НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ: ОБЪЕДИНЯЕТ ИЛИ РАЗДЕЛЯЕТ?
Доникейские экклезиологические предпосылки
Четвертое столетие
Заключительные наблюдения
ХАЛКИДОНИТЫ И МОНОФИЗИТЫ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА
1. Халкидон оспаривается
2. Леонтий Византийский
3. Пятый Вселенский собор (553)
Дискуссия в связи с докладом о. Иоанна Мейендорфа
ЮСТИНИАН, ИМПЕРИЯ И ЦЕРКОВЬ
ВИЗАНТИЯ КАК ЦЕНТР БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ НА ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ
ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ
1. Ориген и Августин
2. Преображение эллинизма
3. Византия и эллинизм
Заключение. Кафоличность и Предание
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ, МЕССАЛИАНСТВО И ВИЗАНТИЙСКОЕ ХРИСТИАНСТВО
1. Святитель Василий, евстафиане и Церковь
2. Мессалианство и Церковь
Заключение
БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКУЮ И ВИЗАНТИЙСКУЮ ЭПОХИ И ЕГО УРОКИ ДЛЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Послеапостольская церковь
Святоотеческое наследие
Богословские школы
Заключение
БОГОСЛОВИЕ В ТРИНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТРАСТЫ
1. Запад: университеты и монашеские ордена
2. Богословские споры
3. Монашеское богословие
ИСИХАСТСКИЕ СПОРЫ
СВЯТАЯ ГОРА АФОН В XIV СТОЛЕТИИ. ДУХОВНОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ
1. Победа паламитов, ее значение и следствия
2. Паламитское богословие — серьезный выбор?
Заключение
ДУХОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВИЗАНТИИ В КОНЦЕ XIII И НАЧАЛЕ XIV ВЕКОВ
НАЧАЛО ИСИХАСТСКИХ СПОРОВ
I. Действующие лица
Варлаам
Акиндин
Григорий Палама
II. Начало спора
Первое письмо Паламы к Акиндину
Ответ Варлаама
Второе письмо Паламы к Акиндину
Первое письмо Паламы к Варлааму
Второй ответ Варлаама Паламе
Второе письмо Паламы к Варлааму
ГОРЕ-БОГОСЛОВ ЕДИНСТВА XIV ВЕКА: ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ
1. Бог не подлежит доказательству
2. Отцы Церкви и языческие философы
3. Варлаам в Италии
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПСЕВДО-ДИОНИСИЯ НА ВОСТОКЕ
ТЕМА «ОБРАЩЕНИЯ К СЕБЕ» В ПАЛАМИТСКОМ УЧЕНИИ XIV СТОЛЕТИЯ
УЧЕНИЕ СВТ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ О БЛАГОДАТИ
ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ДОГМАТ В БОГОСЛОВСКИХ СПОРАХ XIV СТОЛЕТИЯ
СВЯТАЯ ТРОИЦА В ПАЛАМИТСКОМ БОГОСЛОВИИ
Сущность, лица и энергии у свт. Григория Паламы
Бог как Троица
Заключение
СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, ЕГО МЕСТО В ПРЕДАНИИ ЦЕРКВИ И СОВРЕМЕННОМ БОГОСЛОВИИ
1. Биографические сведения: свт. Григорий Палама и Варлаам Калабриец
2. «О священно-безмолвствующих»
3. Сущность и энергия Бога
4. Историческое значение богословского творчества свт. Григория Паламы
ИСИХАЗМ: ПРОБЛЕМЫ СЕМАНТИКИ
ВЕРЕН ЛИ ТЕРМИН «ИСИХАЗМ»? ЗАМЕТКИ О РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ XIV СТОЛЕТИЯ
1. Что означал термин «исихазм» в историческом контексте XIV в? 2. Три литовских мученика
[ВИЗАНТИЙСКОЕ] ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА В XIV СТОЛЕТИИ: КРУГ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОБЛЕМ
1. Паламизм и «гуманизм»
2. Встреча с Западом
3. Влияние в Восточной Европе
Заключение
СВЕТ С ВОСТОКА
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗРЫВ ТРАДИЦИИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ
ХАЛКИДОНИТЫ И НЕХАЛКИДОНИТЫ: ПОСЛЕДНИЕ ШАГИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ
Проблемы экклезиологии
Институциональные процедуры: последние шаги к объединению
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ СЕГОДНЯ
1. Мир не божествен
2. Человек — существо теоцентрическое
3. Христоцентрическое богословие
4. Персоналистическая экклезиология
5. Истинное понятие Бога троично
О ПРАВОСЛАВНОМ ПОНИМАНИИ ЕВХАРИСТИИ
1. Давний спор: вчера и сегодня
2. Анамнезис и эпиклеза
3. Экклезиологический смысл Евхаристии
4. Проблема «интеркоммуниона»
ПО ПОВОДУ «ЕДИНСТВА ТРИЕДИНОГО БОГА» ЮРГЕНА МОЛЬТМАНА
СВЕТ С ВОСТОКА? «БОГОСЛОВСТВОВАНИЕ» В ПЕРСПЕКТИВЕ ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА
Источники богословия
Вероучительные определения, развитие богословия и оправданный плюрализм
Заключение: «богословствование» в Америке