Одним из самых интересных вопросов, который задали режиссеру Павлу Семеновичу Лунгину, был ли фильм «Дирижер» продолжением той темы, которая была поднята в известном фильме «Остров». Режиссер, отвечая, заметил, что если в «Острове» речь шла о состоянии перехода от преступления к покаянию, то «Дирижер» — это фильм о кризисе, в котором пребывают и герой, и общество. О том, как человек, почти достигший совершенства — успешный, духовный, аскет,— оказывается в Иерусалиме и с него спадают одежды, а под ними мы видим сухого, злого карьериста, который не сделал счастливым ни одного человека, загубил сына, которого ненавидят музыканты его же оркестра. Есть также параллельная история брака, который мертв, но продолжает длиться. Героиня Оболдиной обманывает себя в том числе и христианскими догмами: браки ведь вершатся на небесах, а они с мужем повенчались. Это фильм о внутренней лжи, в которой живут люди.
Говоря о том, для кого этот фильм, Павел Семенович говорит:
«Для тех, кому ненавистны навязанные цивилизацией понятия комфортности и стабильности. Мы играем в это, потому что неприлично быть иным, но в душе остается боль, потребность жить по-другому. Одна из главных функций искусства — спасение от одиночества. Откроешь книжку стихов — и понимаешь, что ты не один такой. Люди в глубокой провинции, живя трудной жизнью, читали Мандельштама, Ахматову. Искусство приобщает тебя к людям твоей группы крови. У меня есть опыт того, как сильно был востребован “Остров”. Здесь — иное послание. Мы все — брошенные дети и жестокие отцы. Мне кажется, произошло какое-то опережение в этом сюжете: сейчас все говорят и пишут о том, что брошенное поколение детей добровольно уходит из жизни. Когда мы задумывали картину, этого еще не было. Не в этом ли причина, что на первых показах я видел суровых мужчин, которые выходили после просмотра с красными носами от слез?»
К этому хочется добавить, что съемки фильма «Дирижер» проходили в Иерусалиме и что музыканты Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева и хор Государственной Третьяковской галереи сделали специальные записи для фильма «Дирижер» и снялись в нескольких сценах картины. Желающие могут также прослушать ораторию «Страсти по Матфею» владыки Иллариона целиком, ее записи имеются на нашем сайте.
Фильм вышел в прокат 29 марта 2012 г.