Религиовед Оксана Куропаткина в своей лекции о отношениях разных лекций о войне и мире расскажет:
• почему джайны – радикальные пацифисты, и как у них была возможна «бесстрашная королева» Аббакка Чоута;
• почему каждый сикх обязан носить оружие;
• как были возможны «священные войны» в христианстве, что означает почитание святых воинов и полководцев, и что такое «справедливая война» в католичестве;
• что такое «Господень мир», какие усилия прикладывали и прикладывают христиане как миротворцы и как в христианстве представлен пацифизм;
• что такое джихад в исламе, каковы его правила, и как мусульмане разработали правила обращения с военнопленными;
• кому и при каких условиях буддизм разрешает военную службу, и почему был возможен феномен монахов-воинов;
...и многое другое.
Лекция прошла в пространстве «Дебри».
Содержание:
00:00:00 Заставка
00:00:15 Предисловие Владимира Берхина
00:00:45 Начало лекции; её темы и структура
00:04:06 Война и мир в «ЯЗЫЧЕСТВЕ». Кровно-родственные связи — высшая ценность «язычников», поэтому война как защита рода оправдана; отсюда — поклонение богам войны, ценность воинского братства и т.п.
00:08:28 Боги и богини войны в Египте и Междуречье
00:10:15 Война праведная (Афина) и неправедная (Арес)
00:11:45 Скандинавская религия: Тор, валькирии, Вальхалла, Тюр, берсерки, Моди
00:15:16 Боги войны в Китае и Японии: Гуаньди и Хатиман
00:16:25 Боги войны в Африке. Бог войны против нефтяного бизнеса
00:18:27 Человеческие жертвоприношения Вицлипуцли — богу войны у ацтеков
00:19:20 Бог войны у маори
00:20:15 Практика побратимства у «язычников»
00:21:46 Практика «окапывания корней» в синтоизме: достижение примирения внутри общины
00:24:36 Война и мир в «ИНДУИЗМЕ». Война — часть сансары; достижение мокши требует отказа от войны; однако, это не предполагает отказа от войны в этой жизни
00:27:30 Представления о справедливых и несправедливых войнах в «индуизме»
00:29:19 Дхарма приближает к мокше, в том числе дхарма кшатриев (воинов и правителей). Кришна убеждает Арджуну в оправданности войны. Война для кшатрия — своего рода духовная практика
00:32:01 Дозволенные и недозволенные приёмы войны, оружия, убийства и пр. в «индуизме»
00:34:31 Образцы поведения воинов в «Махабхарате»
00:38:54 «Индуизм»: Индра, Сканда, Дурга. Вишну убивает кшатрирев, показывая, что война — не нечто высшее
00:40:22 В «индуизме» больше насилия, а не не-насилия. Миротворчество в «индуизме». Ганди заимствует идею не-насилия в джайнизме
00:41:23 Не-насилие в ДЖАЙНИЗМЕ имеет абсолютную ценность; однако, джайнские государства воевали. «Бесстрашная королева» Аббакка Чоута
00:43:04 Система борьбы со стремлением к насилию в джайнизме. «Праведное поведение». Доктрина не-односторонности. Добродетели самообуздания, непреклонности, спокойствия. История Бахубали
00:54:34 СИКХИЗМ: повиновение Единому Богу и равенство братьев. Путь от мирного сообщества к военизированному. Каждый сикх обязан носить оружие
00:56:57 Основы сикхской воинской этики. Каждый сикх — воин. Сикхская община и государство.
01:00:11 Пацифизм в сикхизме. Главный грех — гнев
01:01:12 Война и мир в ЗОРОАСТРИЗМЕ. Война Ахурамазды и Аримана. Главная война — духовная. Ориентир на отказ от насилия, на мир. Одна из основ насилия — стремление к наживе
01:04:47 КОНФУЦИАНСТВО: главное — социальная гармония. Добродетель жень — человечности, товарищества. В идеале война — зло, в реальности — неизбежность.
01:07:59 ДАОСИЗМ: ценность здоровья, долголетия, бессмертия. Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное. Боевые искусства. У-вэй (не-деяние). Ориентир на избегание грубой агрессии везде, включая схватку и войну
01:11:37 БУДДИЗМ. Запрет на убийство. Главная ценность — покой, равновесие, отсутствие зависимостей от чего-либо (нирвана). Для монахов отказ от ведения боевых действий абсолютен, для мирян — нет. Учение о праведном царе, правящем без насилия
01:17:15 Уже в палийском каноне признается факт неизбежности войны; буддизм признает возможность для буддистов воевать. «Крестовые войны» буддистов. Убийство в дхармических религиях (где личность — иллюзия) переживается не трагически в отличие от авраамических. Наставления Будды военачальнику. Воин не имеет право стать монахом без разрешения начальства
01:20:34 Боевые искусства и буддизм. «Воинственные монахи» в Японии, где для буддистских монахов участие в боестолкновениях веками было дозволенно и нормально
01:23:12 В ИУДАИЗМЕ отношение к войне крайне неоднозначно несмотря на концепцию священной войны. «Заповеданнная война» только одна — завоевание Ханаана. Все остальные — разрешенные (но не священные) или не разрешенные. Категории людей, освобожденные от воинской повинности. Правила ведения войны. Праведные войны
00:27:27 В ХРИСТИАНСТВЕ одни категорически отрицают войну, другие могут даже благословлять войну. Афанасий, Василий, Августин о войне
01:30:40 Концепция справедливой войны в западном христианстве. Крестовые походы, рыцарство, гуситские войны, войны эпохи Реформации
01:34:31 В раннем христианстве воины канонизировались не за службу, а за мученичество. Святые и образцовые воины в православии, католицизме и протестантизме
01:41:40 Антивоенные аспекты христианства. Запрет воинам причащаться. «Божий мир». Образцы не-насилия
01:44:15 Христианское миротворчество: множество форм, движений, достижений, проблем
01:46:09 ИСЛАМ. Великий джихад: борьба со своими страстями. Малый джихад: поиск знаний, мирная проповедь, наказание преступников, священная война. Правила объявления и ведения священной войны. Нормы гуманного отношения к военнопленным. Воинская этика
01:52:19 БАХАИ: единство человечество и гармония мироздания. Категорическое отрицание войны, запрет на насилие. Отказ от воинской службы. Конец лекции
01:54:24 Вопрос про побратимство. Его повсеместность и древность
01:56:20 Вопрос про тюрбаны сикхов
01:56:57 Есть ли пацифизм в исламе? Пацифистские движения в христианстве
01:58:14 Вопрос про образцовых воинов в протестантизме
01:59:19 Опять про христианский пацифизм. Квакеры
02:01:10 Вопрос про дхармические религии. Существование и личностность для христианства — благо, поэтому война — очевидное зло. Христианский мейнстрим: подтянуть воюющих хотя бы до этического минимума. В христианстве нет представления о благой смерти на войне. В христианстве нет богословской базы для концепции священной войны, в отличие от язычества. Конец
02:07:09 Технический сбой: дубль ответа на последний вопрос
Дорогие друзья, мы ведём свою деятельность на добровольные пожертвования. Если вы хотите нас поддержать, перевести любую сумму можно здесь.