Отец Андрей Кураев* умеет, как никто другой, говорить о том, что интересно массовой публике, не теряя серьезности и глубины (конечно, остроумия и легкости тоже). Он живым примером доказал, что такие области, как культура (живая культура, а не «музейная») открыты православию (или Православие открыто им) — возможность, которую пытаются отрицать как противники Церкви, так и некоторые верующие. «Гарри Поттера» прочитали, кажется, все на нашей планете. Нашлись ревностные православные, которые посчитали талантливую сказку пропагандой сатанизма. Но, даже не беря в расчет их, как православным относится к «Гарри Поттеру». Советовать ли английскую сказку своим детям? Отец Андрей Кураев* пытается в книге «“Гарри Поттер” в Церкви: между анафемой и улыбкой» ответить на эти и подобные вопросы.
О спорах в церковных среде о «Гарри Поттере» и характере своей книги Кураев* пишет так: «Мир Церкви — он сложен, потому что человечен. Разные люди. Разные вкусы. Разные понимания и разная способность понимать. В этом мире надо учиться жить, ориентироваться, думать. Единство Церкви определяется единством нашей веры во Христа, а не единообразием наших суждений о сказках. В пятом веке блаженный Августин сказал, что принцип церковного устроения прост: “В главном — единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь”. Отношение к “Гарри Поттеру” есть “второстепенное”».
«Это значит, что не имеет ответа вопрос “А как Церковь относится к "Гарри Поттеру"?”. А никак не относится. А много чести “Гарри Поттеру” — чтобы Церковь к нему как-то относилась. Ибо если бы было сформулировано именно отношение Церкви (всей Церкви) к этой сказке, это означало бы, что из разряда «второстепенного» сей сюжет перешел бы в разряд «главного». А уж чем-чем, а “главным” “Гарри Поттер” никак не может быть в жизни христианина: ни как предмет его любви, ни как предмет его ненависти.
Я рассказал просто о своем, сугубо частном опыте восприятия “Гарри Поттера” и разговора о нем с детьми. Рассказал с чувством благодарности к сказке за то, что она позволила мне на несколько часов вернуться в мир детства. Написал же я эту книжечку, с тем чтобы сказать людям, у которых подобное, доброе отношение к этой сказке: если вы ее полюбили, то не стоит считать, будто между вами и миром Церкви пролегла линия фронта. Слухи о “нетерпимости” Православия преувеличены».