Хор Свято-Троицкой лавры. Триптих к 2000-летию Рождества Христова Рождественский праздничный триптих
Хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Запись сделана в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в мае-июне 1999 г. Объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии регент архимандрит Матфей (Мормыль) Помощники регента: иеромонах Амвросий (Ермаков), чтец Игорь Данилов Звонари: игумен Михей (Тимофеев), иеромонах Антоний (Зинин), иеродиакон Евсевий (Перевощиков) Исполнители: епископ Верейский Евгений ректор Московской духовной академии и семинарии, священник Николай Клинов, диакон Николай Платонов, иеродиакон Сергий (Пугач), чтец Михаил Ермачев, чтец Игорь Данилов, чтец Василий Попадинец Звукорежиссерская группа: Вепринцев И. П., Бунеева Е. А., Киселев В. Н., Цветковский Ю. Э. В триптих, посвященный 2000-летию Рождества Христова, вошли богослужебные песнопения Русской Православной Церкви. Они исполняются Объединенным хором Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Московской духовной академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Хор принимает участие во всех воскресных и праздничных службах Троице-Сергиевой лавры, регулярно поет на Патриарших богослужениях, неоднократно выступал в Германии, Франции, Греции и на Святой Земле. Основным творческим направлением его деятельности является возрождение традиционных монастырских напевов, которые широко представлены в этом Рождественском триптихе. Три части сборника призваны передать мысль святого апостола Павла: Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки Тот же (Евр., 13, 8). Первая часть «Пророков слава» посвящена временам Ветхого Завета — ожиданию пришествия в мир Спасителя. Во второй части «Нас ради родися Отроча младо — Превечный Бог» воспевается Рожденный Богомладенец Христос. И, наконец, третья часть «Единородный Сыне и Слове Божий, спаси нас» раскрывает смысл нашего отношения к Воплотившемуся Богу. Последняя часть триптиха повествует о молитвенном предстоянии человеческой души перед Воплотившимся Богом. Ее основная часть — акафист Иисусу Сладчайшему. Торжественный гимн «Единородный Сыне», написанный в VI в. св. Юстинианом Великим, исполняется за каждой Божественной Литургией. Первоначально он являлся тропарем Рождества Христова в храме Святой Софии в Константинополе. В Акафисте Иисусу Сладчайшему отражено все дело спасения человеческого рода, совершенное Иисусом Христом. В основе его содержания лежат события новозаветной истории. Этот Акафист раскрывает смысл православной аскетики, является введением в практику Иисусовой молитвы. Отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам «Кто ны разлучит от любве Божия…» (Рим. 8, 35, 38–39) наиболее ярко выражает настроение христианина, находящегося в молитвенном предстоянии Воплотившемуся Богу. Любовь Бога к человеку выразилась в крайней степени Божественного снисхождения — в принятии «зрака раба», то есть человеческого естества. По слову св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова: В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин., 4: 10, 19). Кондак Вознесения ставит точку в догматическом повествовании о деле, совершенном Иисусом Христом ради спасения людей. Господь, родившись от Девы Марии, пострадал на Кресте, воскрес и вознесся во славе к Богу Отцу вместе с воспринятой человеческой природой, тем самым восстановив разорванный грехом союз Бога и человека («яже на земли соединив небесным»). При этом Христос таинственно продолжает пребывать в Церкви («Аз есмь с вами, и никтоже на вы»). Две тысячи лет прошло… Сменялись эпохи, события, люди, но вечное — неизменно. Песнопения, собранные на этих дисках, надеемся, позволят слушателям соприкоснуться с теми непреходящими духовными ценностями, которые сохранило для нас богослужение Православной Церкви.