1000-летие Крещения Руси. Часть пятая 5-й выпуск к 1000-летию Крещения Руси включает 3 пластинки и 2 альбома: «Похвала Белорусским святым» и «Вознесох избранного от людей Моих»
Русская Православная Церковь в 1988 г. отметила 1000-летний юбилей своего исторического бытия.
Духовное рождение восточнославянских племен в одной купели Святого Крещения сыграло решающую роль в становлении древнерусской народности, явившейся исторической основой образования и развития трех братских славянских народов: русского, украинского и белорусского. «История Киевского государства, — пишет академик Б. Д. Греков, это не история Украины, не история Белоруссии, не история Великороссии. Это история государства, которое дало возможность созреть и вырасти и Украине, и Белоруссии, и Великороссии».
Одним из важнейших факторов объединения древнерусской народности был общий язык. Первый русский летописец подчеркивал, что хотя населявшие Русь племена имели разные названия, «а язык словеньск бысть им един».
Одновременно с формированием единого общенародного языка складывалась культурная общность древнерусского народа. Крещение Руси способствовало укреплению культурных связей Киевского государства с Византией, являвшейся в то время одним из крупнейших центров мировой культуры, со славянскими странами и всем окружающим культурным миром.
Выступая на одном из заседаний Комиссии по подготовке к юбилею, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен сказал, что в год, когда мы намереваемся молитвенно отмечать тысячелетие Крещения Руси, вместе со всем народом мы можем праздновать тысячелетие нашей отечественной культуры и литературы.
Необходимо отметить, что ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приняла специальную резолюцию «О 1000-летии введения христианства на «Руси» и призвала мировое сообщество отметить это выдающееся событие в европейской и мировой истории и культуре. После принятия Русью христианства вместе со строительством величественных храмов и монастырей на всей территории Киевского государства начинает развиваться и церковное пение.
Святейший Патриарх Пимен не раз говорил о том, с каким умилением мы воспринимаем наше церковное пение, соединяющее его неувядающие древние истоки с творчеством корифеев отечественной музыки и талантливых современных авторов.
Представленные хоровые произведения из сокровищницы белорусской церковной музыки относятся к XIX–XX вв. Они отражают древнюю церковно-музыкальную традицию и обобщают многовековой путь развития самобытной музыкальной культуры Белоруссии, которая, имея в своих истоках много общего с родственной ей и близкой по духу церковно-певческой культурой русского и украинского народов, отмечена вместе с тем и уникальными национальными чертами. Песнопения и произведения белорусских композиторов, представленные здесь, отличаются праздничной торжественностью, высокой церковной духовностью, мелодичностью и подлинной народностью музыкального языка.
На первой пластинке представлены песнопения, посвященные белорусским святым, в гармонизации минских регентов протодиакона Петра Лешкевича, Л. С. Ракитского и В. В. Скоробогатова. Представлены и церковные песнопения известных белорусских композиторов — А. Е. Туренкова, заслуженного деятеля искусств БССР; А. М. Волынчика, выпускника жировицкой духовной семинарии и Варшавской консерватории, первого регента минского архиерейского хора в послевоенное время; Н. В. Бутомо и др.
Вторая пластинка содержит запись фрагментов всенощного бдения и Божественной литургии в день памяти Всех святых, в земле Белорусской просиявших. Празднование Собора Белорусских святых установлено в Русской Православной Церкви в 1984 г. и совершается в 3-ю неделю по Пятидесятнице. Богослужение в Свято-Духовом кафедральном соборе архиерейским хором под управлением регента Леонида Сергеевича Ракитского. В значительной степени благодаря его энергии, творческой смелости хор последнее время постоянно развивает белорусские церковно-певческие традиции, восходящие к тысячелетним истокам становления христианства на Руси.
Иеромонах Серафим (Трофимов)