Русская Голгофа. Триптих духовных песнопений. Часть I. Новомученикам Российским Исполнитель: мужской хор Института певческой культуры «Валаам» Год записи: 1994 Формат: mp3 320 Размер: 128 Мб Триптих духовных песнопений «Русская голгофа» Часть 1. НОВОМУЧЕНИКАМ РОССИЙСКИМ Триптих духовных песнопений «Русская голгофа», построенный на основе канонических текстов православного богослужения, состоит из трех законченных тематических частей, связанных общей идеей и единой драматургией: «Новомученикам Российским», «Царственным мученикам» и «Пасха Неурочная». Первая часть триптиха — «Новомученикам Российским» — стала неким собирательным звеном, своеобразным итогом «оязыченного христианства» последних веков в России, следствием отступления народа от Законов Божиих… Во второй стихире этой части, посвященной новомученику Владимиру Митрополиту Киевскому, рефреном звучит напоминание о Крещении Руси, о рождении единой и великой в Боге России. Третья стихира части грозный голос Новомученика Патриарха Тихона оглашает анафему богоборческой власти, восставшему на бога народу… Где обрящем спасение? Новая стихира и мы переносимся в град Святого Апостола Петра. И вот нет столицы… Нет Святой Руси… Есть Новомученик Митрополит Петроградский Вениамин… Кто даст силы устоять? Звучат слова песнопений к Царице Небесной и Господу Иисусу Христу. Но нет покаяния, и льется кровь новомучеников и взывает от земли: «Днесь висит на древе», «Со святыми упокой». Новомученики Российские предстали Господу, молят за спасение России: «Россия, воспряни». Но нет, не слышит обезумевшая Россия… Царица Небесная, Заступница рода христианского вступается за «Дом Пресвятыя Богородицы», за землю Русскую и на Себя принимает монаршие тяготы поверженного исполина… Звучит кондак Богородице «Державной», звучит как надежда и завершает тем первую часть триптиха «Новомученикам Российским». Триптих духовных песнопений «Русская Голгофа» составлен и исполнен творческим коллективом мужского хора Института певческой культуры «Валаам». Валаам… Это слово навсегда утвердилось символом русской национальной культуры. На земле «Чудо-Острова», в водах Ладожского озера свет христианства воссиял еще до Крещения Руси. Памятники Валаама созданы трудами нескольких поколений монахов и мирян. В их числе находится и церковно-певческий обиход Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В течение столетий рождались и совершенствовались уникальные особенности Валаамских распевов, создавались традиции Валаамской певческой культуры. Взлеты и падения Российского государства всегда неизбежно отзывались периодами расцвета или забвения этих уникальных шедевров. Задача их возвращения стала насущной необходимостью, потребностью широкой аудитории. Истинное возрождение Валаамской певческой культуры возможно, однако, лишь на основе профессионального подхода. В результате кропотливых поисков и исследований. Именно для профессионального обучения специалистов, для изучения этого великого наследия создан Институт певческой культуры «Валаам», готовящий певцов и руководителей хоровых коллективов. Институтом созданы певческая школа для мальчиков и мужской хор «Валаам». Сформированный на основе хора Валаамского монастыря, хор института бережно сохраняет традиции и опыт русского церковного пения, знакомит слушателей с классическими образцами Валаамских распевов, а также создает собственные тематические программы. В Ближайших планах хора запись серии — «Антология певческой культуры Православных святынь Русского Севера» и диска «Песни и гимны Белой армии». Инициаторами создания Института певческой культуры «Валаам» стал Игорь Ушаков, который еще студентом Санкт-Петербургской государственной консерватории стал изучать певческое наследие Валаама, а став регентом хора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, смог непосредственно соприкоснуться с церковно-певческим обиходом Валаама. А. Зимии