Отрывок из вступительной статьи к «Современному нотному обиходу Соловецкого монастыря» о соловецком клиросном пении. «Веками Соловки жили молитвой. С молитв первоначальников своих и начинался древний северный монастырь. Умножалась братия, воздвигались благолепные храмы (в миру &
Отрывок из вступительной статьи к «Современному нотному обиходу Соловецкого монастыря» о соловецком клиросном пении. «Веками Соловки жили молитвой. С молитв первоначальников своих и начинался древний северный монастырь. Умножалась братия, воздвигались благолепные храмы (в миру — Вячеслав Михайлович Тихони́цкий) пение церковное обретало строй и законченность, выражая всем своим звучанием духовную основу суровой островной обители: строгость, простоту и глубинную красоту сосредоточенных на внутренней молитвенной настроенности соловецких распевов. В 2004 г. было предпринято издание “Обихода церковных песнопений древнего распева Соловецкого монастыря”, которое запечатлело на бумаге тот многовековой уклад Соловецкого клиросного пения, который для братии возрождающейся обители стал некоей звучащей певческой иконой, святыней, как и весь монастырь, чрез века пронесший память о своих созидателях-подвижниках. Новые насельники Соловецкой обители, пришедшие под своды ее храмов в самом начале 90-х гг. уже минувшего столетия, стремились возрождать порушенную святыню, возвращая к жизни весь монастырский уклад, включая и певческие традиции своих предшественников. На клиросе стал осваиваться одноголосный Соловецкий обиход и знаменный ирмологий. Это стремление овладеть веками сложившимися традициями не могло не получить поддержки священноначалия обители. Однако вскоре возникли нестроения, на которые, вопрошенный об их природе старец архимандрит Иоанн Крестьянкин ответил следующим образом: Дорогой о Господе послушник Н.! Получил твое письмо. Распев-то знаменный хорош, да мы-то плохи. Если нет мира при вашем пении, у людей — зло, у Вас — тщеславие, то это дело явно не по Богу делается. Значит, не время переходить на древний распев. Да надо еще сообразовываться с возможностями певчих. Так что иди-ка пока средним путем — начни учить музыкальной грамоте своих певчих, но на том, что ближе их восприятию. Ко всему человека надо подготовить. И главная подготовка — духовная. Храни, укрепи и помоги тебе Господь! Почти десять лет прошло со времени получения духовного вразумления старца, многое изменилось в обители. В настоящее время соловецкие иноки озабочены тем, чтобы возродить то главное, что потеряно за годы лихолетья и безбожного безвременья, научиться элементарным иноческим навыкам смирения и молитвы. Этому служит и пение на братском клиросе, отличающееся ныне неспешностью, максимально возможной простотой, сравнительной тихостью, равномерным сочетанием одноголосых соловецких распевов из древнего обихода, ирмология и Праздников, двухголосых византийских и болгарских распевов и привычного для всех партеса. Все это составляет характерные черты современного соловецкого клиросного пения, эту некую, отчасти даже сознательную безыскусность с поставлением во главу угла внимания к богослужебному тексту и, по возможности, нерассеянной молитвы. Если же, даст Бог, одновременно с нотным обиходом выйдет аудиозапись хора Соловецкого монастыря, то у ревнителей церковного пения появится возможность ознакомиться не только с репертуаром, но и с самой манерой пения, которая, развиваясь на клиросе возрождающейся Соловецкой обители, представляет несомненный интерес».