«Христианский вызов» — авторизованная сокращенная версия «Быть христианином» знаменитой работы Ханса Кюнга, одного из главных католических теологов второй пол. XX в., идеологов Второго Ватиканского собора, критиковавшего папство, догмат о непогрешимости Папы Римского, ратовавшего за соборность в Церкви. Автор так описывает тех, для кого написана эта книга:
«для всех тех,
кто не верит, однако серьезно вопрошает,
кто верил, однако не удовлетворен своим неверием,
кто верит, однако чувствует себя неуверенным в своей вере,
кто растерянно пребывает между верой и неверием,
кто скептически настроен как против своих убеждений веры, так и против своих сомнений в вере.
Итак, она написана для христиан и атеистов, гностиков и агностиков, пиетистов и позитивистов, индифферентных и ревностных католиков, протестантов и православных.
И разве сегодня во всех церквах мало людей, которые не хотят оставаться на уровне своей детской веры,
которые ожидают чего-то большего, чем повторения слов Библии или нового конфессионального катехизиса,
которые более не находят точки опоры в непогрешимых формулах Писания (протестанты), предания (православные), церковного учительства (католики)?
Все это — люди,
которые тем не менее не желают христианства «по сниженным ценам»,
которые не хотят заменить церковный традиционализм конформизмом и косметикой приспособления,
которые скорее, не находясь под влиянием церковного учительного давления справа и идеологического произвола слева, ищут путь к полноте истины христианства и христианского бытия».
Случайная цитата на пробу:
«Бедные маленькие люди. Провокационным образом Иисус возвещал свою весть как радостную весть для бедных. К бедным относился первый призыв, обращение, спасительный зов, его первое обетование блаженства. Сам Иисус был беден. Чтобы ни говорили историки о хлеве в Вифлееме, в качестве символа он точно подходит. Верны слова Эрнста Блоха: «Хлев, сын плотника, мечтатель в кругу незнатных людей, в конце — виселица; и все это материал истории, а не золото сказаний». Его проповедь была обращена ко всем и особенно к низшим слоям. Его последователи относились к «малым» или «простецам»: необразованным, незнающим, неудачникам, которым недостает как религиозного знания, так и морального поведения и которые противопоставляются «умным и мудрым». Противники Иисуса относились прежде всего к узкому мелкобуржуазному среднему классу (фарисеи) и малочисленному (прежде всего саддукейскому) высшему кругу и были не только религиозно, но и социально обеспокоены его вестью.
Никакая дискуссия не может скрыть факт, что Иисус был на стороне бедных, плачущих, голодных, безуспешных, безвластных, незначительных. Богатых, собирающих сокровища, которые могут уничтожить ржавчина и моль и могут похитить воры, и прилепляющих свое сердце к богатству со всей их скупостью, он приводит в качестве устрашающего примера. Успех, социальное восхождение не значат для него ничего: возвышающий себя будет уничижен — и наоборот. Иисусу чужды люди, которые в уверенности и безопасности сковали себя преходящими благами этого мира».