Может быть, лучшая книга на тему «человек/животное». Агамбен исследует «антропологическую машину», один из главных политических и культурных механизмов Запада, отвечающий за разделение животного и человека. Приостановка этой машины — актуальная политическая проблема. Остановка этой машины предлагает две альтернативы: или человек будет сведен к только лишь биологическому существу, «голой жизни» — это перспектива полного господства «сил мира сего»; или же эта остановка означает некую мессианскую завершающую эпоху: субботу человеческой и животной природы. Дадим слово Агамбену:
«Человек в нашей культуре всегда был результатом разделения и в то же время сочленения животного и человеческого, причем одно из этих понятий оказывалось под угрозой. Поэтому отключение господствующей машины наших концепций человека означает не столько поиски новых, более эффективных и более подлинных точек сочленения, сколько выставление напоказ центральной пустоты, зияния, которое — в человеке — отделяет человека от животного, то есть означает: поставить себя под угрозу в этой пустоте; означает «приостановку приостановки», шаббат как животного, так и человека.
Праведники с головами животных на миниатюре из миланской Амвросианской библиотеки представляют собой не столько какой-то новый оттенок в отношениях между животным и человеком, сколько, скорее, фигуру «великого неведения» — и обоих за пределами бытия, спасенных в их собственной неспасаемости. Вероятно, еще существует возможность для живых существ восседать за столом праведников, не беря на себя историческую задачу и не запуская в ход антропологическую машину. Еще раз исчезновение mysterium coniunctionis, из которой было произведено человеческое, происходит посредством неслыханного углубления практико-политической тайны разделения».