«Черные тетради. 1931–1938», «Чёрные тетради. 1938–1939» — философские дневники Хайдеггера от прихода нацистов к власти до начала Второй Мировой. Может быть величайший философ Запада — как думают многие — не просто симпатизировал нацистам, но был членом НСДАП. В Тетрадях он выстраивает нечто вроде философии национал-социализма. Здесь же мы найдем открытое антихристианство, столько откровенно выраженное Хайдеггером только в Тетрадях. Важнейшие концепты философии Хайдеггера («поворот», «забвение бытия» и пр.) появляются в связи с нацизмом; нацизм мыслился Хайдеггером как политическое измерение его философии. При всем этом Хайдеггер здесь выступает как религиозный мыслитель: современная эпоха есть эпоха забвения бытия, бегства богов, обезбоженности; поворот к бытию есть пришествие Нового бога. При всем этом большевизм мыслится в одном ряду с христианством, наукой и другими характеристиками той эпохи, которая пришла в современности к пределу, за которым должен последовать поворот, новое пришествие богов, «другое начало».
«Черные тетради. 1939–1941» — записи Хайдеггера первых трех лет Второй мировой войны. Здесь есть несколько для нас важнейших мыслей, в первую очередь сам «метод» — совмещение онтологического, экзистенциального, исторического, политического уровней размышления.
Наша эпоха характеризуема как окончание Нового Времени и тем самым — эпоха окончательно выявления сути Нового Времени. Воля к власти, технизация, омассовление человека, пролетаризация, господство производства-потребления — вот эта суть, выявляющая оставленность Бытием.
Это можно было бы считать старческим ворчанием, если бы Хайдеггер не делал важную оговорку: его размышление не критика Нового Времени, не попытка вернуться к Первому Началу истории. Оставленность Бытием и все его следствия есть необходимая операция внутри процесса появления Другого Начала. Не ностальгировать надо по славным прошлым эпохам, а осознать оставленность Бытием — то есть ту форму присутствия Бытия, которая нам доступна — его отсутствие. Только так мы можем подготовиться к пришествию Другого Начала.
Религиозно этот процесс схватывается как атеизм, бегство богов. Атеизм есть единственная подлинная форма религиозности в современную эпоху. Осознание бегства богов — вот наше благочестие, единственный шанс на явление Последнего Бога.
Политически этот процесс схватывается как единство либерализма, большевизма и нацизма. Эти три суть формы единой политики эпохи оставленности Бытием, политика планетарной организации масс, господства производства-потребления. Тоталитаризмы и мировые войны суть некие крайние проявления общего процесса, чьим результатом является мировое господство американизма.
Де факто Хайдеггер увязывает атеизм, материализм и капитализм в одном процессе оставленности Бытием. Всё это нужно прожить до конца, чтобы Бытие даровало Другое Начало — когда явится Последний Бог, а атеизм, материализм и капитализм уйдут в прошлое.
В этом томе «Черных тетрадей» Хайдеггер уже не нацист, он воспринимает национал-социализм лишь как одну из форм новоевропейской оставленности Бытием, столь же бессущностную, как и остальные. Он, однако, остается антисемитом и антихристианином.
«Черные тетради. 1942–1948» — записи Хайдеггера времен Второй Мировой войны и первых послевоенных лет.