Совет превечный / открывая Тебе, Отроковице, / Гавриил предста, / Тебе лобзая и вещая: / радуйся, земле ненасеянная; / радуйся, купино неопалимая; / радуйся, глубино неудобозримая; / радуйся, мосте, к Небесем преводяй, / и лествице высокая, / юже Иаков виде; / радуйся, Божественная стамно манны; / радуйся, разрешение клятвы; / радуйся, Адамово воззвание: / с Тобою Господь.
Совет предвечный открывая Тебе, Отроковица, / Гавриил предстал Тебе, приветствуя Тебя и возглашая: / «Радуйся, земля незасеянная; / радуйся, куст терновый несгорающий; / радуйся, глубина, непроницаемая взором; / радуйся мост, приводящий к небесам / и лестница высокая, которую Иаков видел; / радуйся, Божественный сосуд с манной; / радуйся, избавление от проклятия; / радуйся, призвание Адама ко спасению, / с Тобою Господь!»
Это песнопение посвящено событию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста», — воспевает святая Церковь в начале службы великого праздника Благовещения.
Первый вариант мелодии — знаменный распев в гармонизации Д. Соловьева. Здесь приводится mp3-запись в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На нашем сайте также имеется эта запись в исполнении хора сестер Суздальского Свято-Покровского монастыря.
Здесь мы размещаем также ноты для второго варианта, где автор музыки — Павел Чесноков, а само произведение — в исполнении Ирины Константиновны Архиповой — здесь.
Что такое Превечный совет? Это то таинственное совещание Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа, которое было посвящено сотворению мира и человека и последующей судьбе творения. Господь сотворил мир по неизреченной Своей благости. Он сотворил мир для того, чтобы были существа, которые, живя в этом мире, соединялись с Ним и наслаждались того блаженства, которым Он обладает в абсолютной степени. Такими существами стали сначала ангелы, затем растительный и животный мир, а венцом творения стал человек. И именно о судьбе человека в первую очередь и шла речь на этом таинственном Превечном совете. Об этом мы узнаем не из Священного Писания, но из церковного предания и из умозрения святых отцов Церкви, которые говорят нам о том, что Тайна Боговоплощения была задумана Богом вне времени, в Его Божественном и Неизреченном Превечном совете.
Один из верховных ангелов — Гавриил — возвещает пресвятой Богородице тайну, «о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14; 24). Она «обрела благодать у Бога» (Лк. 1; 30) и чудесным образом станет причиной спасения «всех родов» (Лк. 1; 48). Библейские образы, пророчески указывавшие на домостроительство спасения, становятся реальностью — сбываются чаяния ветхозаветного Израиля.
Пресвятая Богородица сравнивается с «землею ненасеянной» — Она пребыла Приснодевой как до рождества Богомладенца, так и после (ср. Лк. 1; 27–35, Мф. 1; 25, Лк. 20; 28, Быт. 38; 8), Ее человеческая природа осталась нетронутой плевелами греха, лишь «доброе семя» (Мф. 13; 24) дало всходы в душе Марии (Мф. 13; 32, Мк. 4; 26), вознесши несравнимо выше ангельских сил. Таким образом, центральной мыслью этой строфы является не только чистота Пречистой, но и очищенность воспринятого Господом человечества, цепь передачи первородного греха прерывается — Новый Адам свободен от всякой скрытой греховности, но добровольно принимает на Себя все ограничения «бытия, подточенного греховной неполнотой».
«Воплощение совершается действием Святого Духа, — пишет В. Н. Лосский. — Он завершает очищение Ее утробы, соделывая ее совершенно девственной, и таким образом сообщает Деве Марии самим совершенством чистоты силу к восприятию и рождению Слова. Всесовершеннейшее девство, даруемое Духом, как чистота всего существа, совпадает с Богоматеринством». То есть в воплощении, предрешенном «прежде создания мира» (1 Пет. 1; 20), раскрывается действие всех Трех Участников Превечного совета: Отец благоволит, Сын воплощается и Дух очищает. Ничто нечистое не может войти в полноту богообщения, и предочищенные и освященные наитием Св. Духа недра Марии становятся «купиной неопалимой» (Исх. 3; 2), вместившими «огонь поядающий» (Исх. 24; 17), «Господа славы» (1 Кор. 2; 8, Иак. 2; 1).
В стихире Богородица называется «глубиной неудобозримой» — Боговоплощение является неизреченной «тайной, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3; 9), принятие неописанным Божеством «совершенной человеческой жизни» не может быть до конца исчерпано ограниченным человеческим языком, догматическими формулами — всегда останется неизреченный остаток тайны домостроительства Сына.
Сам акт творения человека (Быт. 1; 26) связан с риском, так как человек способен как отпасть от Источника жизни, так и уподобиться Ему. И Господь не замыкается в недоступных Небесных обителях, предоставляя мир самому себе, но Превечный совет являет нам то, что вся ответственность за судьбу тварной вселенной ложится на Творца. И Господь в домостроительстве спасения предоставляет каждому возможность выбора.
Именно об этой возможности восхождения к Господу через снисхождение Сына говорится в стихире: «Радуйся, мосте к небесем приводяй, И лествице высокая, юже Иаков виде» (Быт. 28; 12).
«Неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, — снисхождение, открывающее людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством… Нужно было добровольное уничижение Сына Божия, дабы падшие люди смогли выполнить свое призвание, призвание к обожению твари действием нетварной благодати», — пишет прот. Ливерий Воронов. В перспективе предопределенного (Еф. 1; 5) спасения как обожения через последовательное снисхождение Господа в тварную вселенную вплоть до адовых глубин необходимо рассматривать и следующую строфу:
«Радуйся, божественная стамно манны» (ср. Исх. 16, Ин. 6; 30–35).
«Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру», — говорит Иисус о Себе (Ин. 6; 33).
Последние строки стихиры говорят о цели Превечного совета, результате спасительного действия Отца, Сына и Св. Духа: «разрешение клятвы,… Адамово воззвание» (Быт. 3; 17), упраздняется проклятие, преступление Адама врачуется. «С Тобою Господь» — через пришествие Господа в мир и свободное согласие человечества устами Марии не только на принятие плодов кенозиса, но и на активное участие в деле спасения (Лк. 1; 38) возвращается полнота богообщения — «приблизилось… Царствие Божие» (Лк. 10; 9).
На обложке — Благовещение Устюжское. 30–40-е гг. XII в.