Благословенно Царство... О чем речь?
Литургия начинается с торжественного возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно (т.е. во все времена, постоянно), и во веки веков!»

Что это за царство? Почему оно благословенно?

Начальный возглас литургии очень похож на слова, которыми народ встречал Иисуса, торжественно въезжающего в Иерусалим на осле

Прочитайте Евангелие от Марка 11:9-10 9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

С проповеди царства Небесного начинал своё служение Иоанн Креститель (см. Мф. 3:2), с проповеди Царствия Божьего началось общественное служение Иисуса Христа (см. Мк. 1:14).

Как вы воспринимаете Царство Отца и Сына и Святого Духа – как то, что уже есть или то, что должно наступить? Почему?

В начальном возгласе литургии говорится, что Царство благословенно ныне, т.е. сейчас присно (постоянно) и во веки веков. «Ныне» указывает на то, что это Царство уже существует.

Прочитать Евангелие от Луки 22:29 И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство...

Вступило ли в силу это завещание?

В послании Евреям сказано: «Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших» (Евр. 9:16-17). Смерть Христа сделала действенным Его завещание, потому обещанное Царство уже принадлежит Церкви.
Поиск Царства Божьего
Когда-то Иисус призвал Своих учеников «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33).

Как вы понимаете этот призыв? Что значит искать Божьего Царства?

Искать, Божьего Царства – это искать где Бог правит, где Его власть. Текст Писания позволяет рассматривать два варианта поисков Царства:
1) Или мы ищем место, где уже правит Бог;
2) или стараемся утвердить Его власть там, где её нет.

Чтобы утверждать Царство там, где его нет, – надо сперва найти его там, где оно есть.

Как определить есть ли здесь или там Царство Божие?
Признаки Царства Божьего
Для Апостола Павла это было не сложно, т.к. у него имелось ясное понимание, что такое Царство Бога. на этот счёт он выражается предельно ясно:

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим.14:17)

Каковы признаки человека, живущего в этом Царстве?
Как изменится наша жизнь, если мы будем прежде всего искать Царства Божьего?

Посмотрим, как поиски Царства Божьего отражались на жизни Ап. Павла. Был ли Павел верен Христу? Да. Что заповедовал искать прежде всего Иисус? Царствия Божьего. Что, прежде всего, искал Павел? Единения со Христом.

Прочитать Послание Филиппийцам 3:8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа...

Получается, что где Христос, где люди, исполненные Святого Духа и приносящие Его плоды (Гал. 5:22-23), там и Царство Божие.
Два значения Царства Божьего
Григорий I Великий, называемый в православной традиции Григорий Двоеслов (ок. 540 – 12 марта 604) – папа римский с 3 сентября 590 по 12 марта 604, обращал внимание на многозначность термина «Царство Божие» в Св. Писании. Вот, что он писал:
Далее следует: говорю же вам истинно: еcть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. Царством Божиим, возлюбленнейшая братия, не всегда на священном языке называется Царство Будущее, но иногда называется и настоящая Церковь. Почему и написано: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф. 13:41). В том царстве, в которое решительно не допускают нечестивых, не будет соблазнов. Из этого именно примера выходит заключение, что в этом месте Царством Божиим называется настоящая Церковь.

Как видите, под Царством Божьим понимается не только Царство Будущего века, но и то, что существует ныне, а именно Церковь. Господь, создавая Свою Церковь так и задумывал её, как место, где царит Бог.

Согласны ли вы с тем, что существующая Церковь – Царство Божие? Почему?
Как посторонний человек может узнать, что Церковь – именно та среда, где царствует Бог?

Насколько заметна наша праведность, радость и мир во Святом Духе, настолько явно Церковь являет миру пришедшее в силе Царство Божие.

Другими словами именно от нас зависит, насколько понятным и явным будет благословение возвещаемое священником при начале Литургии.
«Аминь»: наш ответ Царству Божьему
Начальный возглас литургии, произносимый священником требует ответа присутствующего народа. Этим ответом является слово «Аминь». Как вы понимаете значение этого слова?

Буквальное значение этого слова – истинно, верно. С древнейших времён «аминь» употребляется для подтверждения истинности сказанного. Для того, чтобы мы сказали «аминь» должны соблюдаться определённые условия.

Прочитать 1 Коринфянам 14:16
Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

На основании этого текста, что нужно, чтобы сказать «аминь»?

Во-первых, мы должны понимать то, что говорится.
Во-вторых, мы должны быть согласны с этим.
Если мы считаем себя христианами, но нам неведомо насколько благословенно Царство Отца и Cына и Святого Духа, т.е. мы не знаем из личного опыта, что такое праведная жизнь с миром и радостью во Святом Духе, то наше «аминь» будет не вполне искренним.

Не только священники, а всё собрание церкви на Литургии призвано провозглашать, являть и утверждать Царство Божие.
«Аминь» как Имя Божие
В Писании есть ещё одно очень интересное употребление слова «аминь».

Прочитать Откровение 3:14
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия...

Это слова Самого Христа, где Он использует слово «Аминь» как Своё имя.

Как вы думаете, почему Господь назвал Себя именем Аминь?

В этом тексте Господь говорит о Себе как о свидетеле верном и истинном. Называя Себя Аминь, Он указывает, что не только Его слова подтверждают Его истинность, но Он Сам – истинное свидетельство, понятное и без слов. Это – очень важный пример для нас. Наше свидетельство о Спасителе должно быть не только словесным. Всё наше естество, вся наша жизнь должна свидетельствовать о том, что Христос воскрес и воцарился.

Таким образом, ответ «аминь», подразумевает согласие не только мысленное, но и подтверждённое практической жизнью. Итак, начальный возглас литургии, должен запечатлеваться не только словесным «аминь», но и нашей повседневной жизнью в Царстве Отца и Сына и Святого Духа, выражаемой в свою очередь праведной жизнью, миром и радостью во Святом Духе. Литургическое собрание церкви призвано быть торжеством пришедшего в мир Царства Божьего.
Иоанн Златоуст об «Аминь»
Из беседы на 105 псалом

«Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века. И да скажет весь народ: да будет, да будет» (ст. 48). Все превозносят песнями Господа всяче­ских, назвавшегося Богом Израилевым и столько соделавшего для спасения людей. И следует всему народу на голос поющих ответить: аминь. «Да будет, да будет» – по-еврейски и есть: «аминь, аминь». Отсюда и в цер­квах принято за обычай, чтобы к славословию священников при­соединялся народ произнесением слова: аминь, чтобы принять в нем участие и получить благословение о Христе Иисусе Господе на­шем, Которому слава во веки. Аминь.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle