На всю оставшуюся жизнь. Песни о войне. Вениамину Баснеру было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. Он жил в Ярославле, занимался в музыкальном училище, а в 1943 г. его призвали в армию и зачислили в Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное в Кострому. Узнав о незаурядных музыкальных способностях курсанта, генерал перевел его в музыкальным взвод при военно-транспортной академии, которая в конце войны возвратилась домой. Так В. Баснер оказался в Ленинграде. Сразу же поступает в консерваторию, где занимается по классу скрипки, работает в эстрадном оркестре Радиокомитета и с увлечением открывает для себя необъятный мир музыки. Проявившийся еще в детстве интерес к композиции становится настойчивой потребностью. Дальнейшую его судьбу определила встреча с Д. Д. Шостаковичем, чьи советы помогли быстрому становлению В. Баснера как композитора-профессионала, а вскоре отношения к великим музыкантам переросли в личную дружбу, длившуюся до конца жизни.
Творческое наследие в. Баснера поражает широтой художественных интересов, он постоянно переключался в полярные образы и жанровые сферы. Но центральными всегда оставались темы, раскрывающие величие духа, верность высоким нравственным и гражданским идеалам. Поэтому события Великой Отечественной войны, распахнувшей сердца к подвигу, жертвенности, сострадания особенно часто становились основой его произведений. Вторая симфония «Блокада», где использована мелодия песни «Ленинградский метроном», «Поэма об осажденном Ленинграде» для симфонического оркестра, вокально-симфонический цикл «Вечный огонь», симфонические сюиты из кинофильмов «Бессмертный гарнизон», «Судьба человека», 5-й квартет, включивший мелодию песни «С чего начинается Родина» — вот сочинения крупной формы, в которых воплощена военная тема. Но больше всего музыки о войне В. Баснер написал для кинофильмов. Первая картина была посвящена героям Брестской крепости. В 1956 г. режиссер З. Аграненко пригласил его по рекомендации Д. Шостаковича для работы над фильмом «Бессмертный гарнизон». Потом были десятки кинолент о военных годах, в том числе «Судьба человека», «Щит и меч», «На пути в Берлин», «Блокада», трилогия «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага». В них много прекрасных песен и симфонических эпизодов, но, несомненно, первой, завоевавшей всенародную любовь и признание, стала песня «На безымянной высоте», написанная в 1963 г. для кинофильма «Тишина». Ее успех был ошеломляющим, она была названа лучшей песней года и по праву вошла в золотой фонд отечественной музыкальной классики. Как вспоминал автор, песня рождалась не просто. В который раз композитор возвращался из Москвы, где снимался фильм и где только не был отвергнут показанный им очередной вариант. Он даже подумывал отказаться от фильма, как вдруг под стук колес дневного поезда в его сознании зазвучала мелодия, которую на протяжении всего пути он пел про себя, боясь забыть. Дома тут же ее записал и вновь поехал в Москву; на сей раз песню приняли восторженно. Как известно, в ее основу легли подлинные события сентября 1943 г. Будучи на фронте военным корреспондентом, поэт Михаил Матусовский узнал о подвиге восемнадцати бесстрашных защитников небольшой высоты на калужской земле. Сегодня там воздвигнут памятник героям, а художественным памятником стала песня «На безымянной высоте" это была одна из первых песен, написанных с М. Матусовским, в дальнейшем почти все песни они создавали вместе. Обычно музыку к кинофильмам В. Баснер сочинял быстро и мелодии песен порой рождались сразу — такова природа таланта и высокого профессионализма мастера, но создание каждой для него было делом сокровенным, исповедальным.
Большинство песен В. Баснера о войне звучат как воспоминания. Отсюда сдержанный, доверительный тон повествования, без патетики и повышенных страстей. Это суровая интонация человека, пережившего горечь утрат и знающего цену победы. Многие из них в ритме марша, но не парадно звонкого или неумолимо зловещего, а марша солдата, который на фронтовых дорогах не чеканил шаг, но не останавливал свою непреклонную поступь.
Почти все военные песни В. Баснера написаны в минорном ладу, казалось бы, изначально создающим настроение затаенной грусти. Однако в мелодиях есть и волевой заряд, и чистый свет надежды («С чего начинается Родина», «Березовый сок», «На всю оставшуюся жизнь»). Есть у Баснера и озорные веселые песни, хотя тоже в минорных тональностях. В них и юношеский задор, и солдатский юмор («Махнем не гладя», «Как, скажи, тебя зовут»). Особо хочется сказать о последней, а потому менее известной пока песне «Сталинград», эта удивительная прощальная заповедь композитора столь высокого трагического звучания, такого благородства чувств редко доводится слышать в песне. В ней и неотвратимость грядущего и расставания с миром и любовью, и вера в то, что «свет увидит тот, кто вновь придет за нами вслед» это и реквием, и одновременно гимн жизни. Здесь всё предельно искренне — и прекрасные стихи Татьяны Калининой, и вдохновенная музыка Вениамина Баснера
Утешев А. П.