Русская духовная хоровая музыка
Ирина Архипова и Государственный камерный хор Министерства культуры СССР (1988)
Русская духовная музыка влекла к себе многих крупных композиторов, оставивших прекрасные произведения в этом жанре. Вы услышите фрагменты из масштабных композиций Чайковского и Рахманинова — «Всенощного бдения» и двух «Литургий святого Иоанна Златоуста», фрагмент из хорового концерта, Бортнянского; сочинения Александра Архангельского и Павла Чеснокова, который привнес в хоровую музыку поэтическую непосредственность чувства, идущую от влияния Чайковского… Солисткой концерта выступила выдающаяся русская певица Ирина Константиновна Архипова. В ее исполнении неповторимо прозвучали величайшие творения композиторов русской духовной музыки. Выступление И. Архиповой сопровождал Государственный камерный хор под управлением Валерия Полянского. Основанный в 1971 г. хор стал вскоре очень известным благодаря постоянно расширяющемуся репертуару, который включал произведения русской и зарубежной классики, а также произведения современных композиторов, с которыми дирижера В. Полянского связывает подлинная творческая дружба. Русская духовная музыка несет в себе этот высокий нравственный, этический идеал, нетленную красоту, являясь бесценным национальным достоянием России, хранящим ее историю, традиции, жизненную философию народа. В основе всей русской духовной музыки лежит оригинальное древнее искусство так называемого «знаменного распева». История сохранила некоторые имена средневековых песнотворцев Руси — Иван Нос, Федор Крестьянин, но еще больше было безвестных ныне певцов-распевщиков, талантом которых крепла и развивалась национальная культура. Любовь к музыке — одно из главных свойств русской души. Историки утверждают, что на Руси задолго до утверждения христианства в 988 г. были певцы и музыканты при каждом княжеском дворе, а в каждой деревне был свой певец-сказитель, повествующий о «делах давно минувших дней» и складывающий новые былины и песни в знаменитых традициях устного народного творчества. Когда князь Владимир Святославович (956–1015) принял крещение, помимо священников на Русь приехали и церковные певчии из Византии, чтобы научить новое духовенство исполнению литургической музыки. Эта музыка, веками формировавшаяся в храмах греков, болгар, сербов, на Руси начала принимать формы, сохраняющиеся с момента восшествия на престол династии Романовых в 1613 г. до наших дней. Православная церковь строго охраняла чистоту этой музыки, особенно выступала против введения инструментов в первую очередь органа, используемого Римским престолом для особого воздействия на верующих. Для противостояния чарам этой «бездуховной музыки», как называл ее патриарх Никон, начался пересмотр литургических церковных песнопений. Развивается традиция многоголосного церковного пения. Все это было приведено в систему во времена царствования Петра Великого (1672–1725), который в 1720 г. издал Указ о создании хора церковных певчих в ведении Священного Синода. Во времена правления Екатерины Второй (1729–1796) наступил расцвет в развитии композиторской русской религиозной музыки. Императрица пригласила иностранных музыкантов в Санкт-Петербург, которые активно работали в этом жанре. Первыми же великими сочинителями религиозной музыки среди русских композиторов были Степан Дегтярев (1766–1813), Артемий Ведель (1767–1806), Петр Турчанинов (1799–1856), Максим Березовский (1745–1877) и Дмитрий Бортнянский (1751–1825). Дмитрий Степанович Бортнянский родился в городе Глухове, на Украине. Он обучался пению в Санкт-Петербургской капелле. Учителем его был Галуппи — придворный композитор. Продолжил свое образование Дмитрий Бортнянский в Венеции у итальянских мастеров. В Италии он написал три оперы и возвратился в Санкт-Петербург в 1770 году известным маэстро. С 1796 по 1825 г. он работает в должности директора хоровой капеллы Санкт-Петербурга. Бортнянским написано множество хоровых концертов. В классической русской церковной музыке он представляет лирическую линию с романтическим влиянием Италии и интонациями украинских мелодий. Значительный вклад в развитие русской духовной музыки был внесен композитором Алексеем Львовым (1799–1870). Он обнаружил древние исторические документы, относящиеся к XII столетию, и на основании их издал 12 томов церковных уложений православных ритуалов, которыми пользовались великие русские музыканты, писавшие музыку для церкви, такие как А. Аренский, П. Чайковский, С. Рахманинов. Некоторые русские композиторы писали исключительно религиозную музыку: А. Кастальский (1856–1926), А. Архангельский (1846–1924), П. Чесноков (1877–1944). Александр Андреевич Архангельский учился в императорской капелле Санкт-Петербурга. В 1880 г. он организовал смешанный хор, который вскоре приобрел широкую известность. Архангельский выступал с этим хором в различных городах России, а в 1907 и 1912 гг. они отправляются с концертами в Европу. А. Архангельский продолжил реформы русской церковной музыки и его эксперимент по замене женскими голосами голосов мальчиков в хоре был широко одобрен композиторами Чайковским и Рахманиновым. Павел Григорьевич Чесноков учился в Московском Синодальном училище, а позже изучал композицию у Танеева, Ипполитова-Иванова и Василенко. Он был дирижером русского хорового общества с 1920 по 1944 г., был профессором отделения хорового дирижирования Московской консерватории. Чесноков сочинил более 400 произведений, в основном для церковных хоров. Среди композиторов, чьи произведения звучат на диске, имена Давидовского и Извекова менее известны. Давидовский был регентом украинской капеллы. Об Извекове мы знаем только как о композиторе замечательных хоровых произведений в стиле народных колыбельных. У Петра Ильича Чайковского (1840–1893) также работавшего в жанре духовной музыки, было желание поднять церковную музыку на уровень сравнимый с величием византийской архитектуры и иконописи, что соответствовало бы атмосфере ритуалов Православной Церкви. Чайковскому принадлежит редактирование духовных концертов Дмитрия Бортнянского, которые и были опубликованы в десяти томах. Литургия Святого Иоанна Златоуста, соч. 41, была завершена Чайковским в 1878 г., впервые исполнена в 1890 г. Она состоит из 15 частей, некоторые темы которых основаны на подлинных мелодиях старинных русских песнопений. Другие подверглись музыкальной обработке, приобрели черты композиторского своеобразия и дают возможность услышать великолепие артистизма Чайковского и его композиторского мастерства. Сергей Рахманинов (1873–1943) создал небольшое число безусловных шедевров в жанре произведений церковной музыки. Среди них: Литургия Святого Иоанна Златоуста, соч. 31, и «Всенощное бдение», соч. 37. Рахманинов вспоминал, что о Литургии думал в течение длительного времени, начал работать и окончил ее очень быстро. Ничего более он не писал с таким удовольствием. Литургия написана летом 1910 г., состоит из 20 частей, является прекрасно скомпонованной и сильной по своему художественному воздействию. «Всенощная» — это шедевр русской церковной музыки, написана в период январь-февраль 1915 г. Сотни и тысячи русских духовных песнопений представляют большое разнообразие стиля — от аскетичных одноголосных мелодий до пышного и сложного многоголосия. Но есть у них один общий принцип: они предназначены исключительно для пения хора а капелла, с использованием сольных голосов. Интерес к русской духовной музыке очень вырос во время празднования 1000-летия принятия христианства на Руси в 1988 г. Представленная на диске запись концерта сделана во время его исполнения на сцене Большого театра в период празднования этой даты. Русская духовная музыка влекла к себе многих крупных композиторов, оставивших прекрасные произведения в этом жанре. Вы услышите фрагменты из масштабных композиций Чайковского и Рахманинова — «Всенощного бдения» и двух «Литургий святого Иоанна Златоуста», фрагмент из хорового концерта, Бортнянского; сочинения Александра Архангельского и Павла Чеснокова, который привнес в хоровую музыку поэтическую непосредственность чувства, идущую от влияния Чайковского… Солисткой концерта выступила выдающаяся русская певица Ирина Константиновна Архипова. В ее исполнении неповторимо прозвучали величайшие творения композиторов русской духовной музыки. Выступление И. Архиповой сопровождал Государственный камерный хор под управлением Валерия Полянского. Основанный в 1971 г. хор стал вскоре очень известным благодаря постоянно расширяющемуся репертуару, который включал произведения русской и зарубежной классики, а также произведения современных композиторов, с которыми дирижера В. Полянского связывает подлинная творческая дружба. Полянский учился в Московской консерватории, мастерство дирижирования совершенствовал под руководством Геннадия Рождественского. Его творческие интересы простираются от Баха и Вивальди, Генделя и Моцарта до Брукнера и Стравинского, от Брамса, Дебюсси, Равеля, до Хиндемита. Его хор исполнил 35 хоровых концертов Бортнянского, а также хоровые произведения Чайковского, Рахманинова, Танеева, Гречанинова. В репертуаре Хора произведения Шебалина, Щедрина, Шнитке, Буцко. Государственный камерный хор под руководством Валерия Полянского гастролирует в России и за рубежом. Он известен во Франции, Испании, Англии, Германии, Италии, Польше, Венгрии, Чехословакии и других странах. Музыкальный редактор: Л. Овчинская.