Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни

Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни

Автор:

Тема: Вселенские соборы. IV—VIII века  Практика духовной жизни  Св. Отцы 

О произведении

(«Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников», «Вопросоответы», «Ответы», «Послания», «Переписка») — собрание различных наставлений, ответов на вопросы Варсонофия Великого и Иоанна Пророка разным людям и по разным поводам. Один из самых авторитетных трактатов по аскетике в православии. Дэрвас Читти так характеризует «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» Варсонофия Великого и Иоанна Пророка: «Здесь есть ответы монахам самого разного «калибра»; порою одно лицо получает столько ответов, что по ним мы можем восстановить едва ли не всю историю его духовного становления с характерными для него взлетами и падениями. Какие-то ответы предназначены мирянам. Есть здесь и ответы епископам. Можно сказать (хотя оба отца очень близки по духу), что Варсонофий обычно говорит о более общих и глубоких вещах, Иоанн же большее внимание уделяет практическим деталям и...... («Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников», «Вопросоответы», «Ответы», «Послания», «Переписка») — собрание различных наставлений, ответов на вопросы Варсонофия Великого и Иоанна Пророка разным людям и по разным поводам. Один из самых авторитетных трактатов по аскетике в православии. Дэрвас Читти так характеризует «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» Варсонофия Великого и Иоанна Пророка: «Здесь есть ответы монахам самого разного «калибра»; порою одно лицо получает столько ответов, что по ним мы можем восстановить едва ли не всю историю его духовного становления с характерными для него взлетами и падениями. Какие-то ответы предназначены мирянам. Есть здесь и ответы епископам. Можно сказать (хотя оба отца очень близки по духу), что Варсонофий обычно говорит о более общих и глубоких вещах, Иоанн же большее внимание уделяет практическим деталям и порою поясняет ответы Варсонофия тем из вопрошающих, которые находят ответы Великого Старца превышающими их меру. [...] Мы находим здесь и трогательную переписку, включающую около пятидесяти посланий двух Старцев старому больному монаху Андрею, переживавшему из-за того, что он не может исполнять принятое в общине правило, и тяготившемуся приставленным к нему братом. В этой связи не лишним будет отметить, что, несмотря на обращенные к Великому Старцу многочисленные просьбы о назначении особого правила, Старец отказывает в этом Андрею, желая, чтобы он жил «не под Законом, но под Благодатию». Здесь есть ответы о различении помыслов, которые происходят от Бога, от нашего естества и от демонов. Упрек некоторым монахам, вопрошающим о том, кто дал диаволу начальство и власть («…желаете знать то, что для вас вовсе не нужно»), за которым следует краткое рассуждение Старца, заканчивающееся словами: «…Простите меня, что я увлекся вашими детскими вопросами и оставил предлежащее совершенство. Чада! Да благословит и умножит плоды ваши Господь Иисус Христос … [во веки веков]». Ответ Великого Старца на вопрос, который мог возникнуть у вопрошавшего после прочтения того места из Кассиана, где говорится о том, что молитва Господня предназначена только совершенным: «Отче наш повелено произносить и совершенным и грешным: совершенным для того, чтобы они, познавши, чьими сынами сделались, постарались не отпасть от Него; грешным же для того, чтобы они со стыдом, называя Отцем Того, Которого часто оскорбляли, осудили бы себя и пришли в раскаяние. Но, как мне кажется, Отче наш более прилично грешным; ибо грешным свойственно говорить: «…остави нам долги наша». Ответ отцу, который после длительной переписки просит совершенного безмолвия, заслуживает того, чтобы быть приведенным здесь полностью. «Господь наш Иисус Христос, Сын Благословеннаго и Вышняго Бога, да утвердит и укрепит вас к принятию Святаго Своего Духа, Который благим Своим пришествием да научит вас всему, да просветит сердца ваши и наставит вас на истину; и да увижу я вас процветшими подобно финикам в раю Божием [Отца моего и Бога], и да явитесь вы как плодовитая маслина посреди Святых, и как виноград плодоносный, весь истинный, на Божественной ниве. Да сподобит же вас Господь испить от Источника Премудрости, ибо те, которые пили из него, забывали самих себя, будучи всецело вне ветхого человека, и от Источника Премудрости перешли к иному источнику Любви никогда не отпадающей, и, бывши в этом состоянии, они достигли меры, превысшей рассеяния и высокоумия, сделавшись всецело ум, всецело око, всецело светлы, всецело совершенны, всецело боги. Потрудились, возвеличились, прославились, просветились, ожили, потому что прежде умерли. Веселятся и веселят; веселятся о нераздельной Троице и веселят Вышния Силы. Возжелайте состояния их, теките путем их, поревнуйте вере их, приобретите смирение их, терпение во всем, дабы вам получить достояние их. Держитесь их непадающей Любви, дабы наследовать неизреченныя блага, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его». О безмолвии же (скажу): теперь обучай себя еще несколько (времени), и Бог сотворит с тобою милость Свою [Господь просветит сердца ваша к постижению значений, здесь содержащихся. Ибо трудно понять их тому, кто не пришел в меру их. Простите меня и помолитесь обо мне, дабы и я, недостойный, достиг оной меры.]». Другой Старец в большей степени склонен давать ответы на вопросы, касающиеся богослужения, меры пищи и вина, одежды, сна и времени молитвы». Книга в аудиоархиве