Замысел Божий о человеке и его провал
По замыслу Творца, предназначением человека было достичь единения с Богом. Через действие благодати человек мог приобщиться Божественной жизни. Но первый человек, Адам, по свободной воле отказался от этого. Нарушив заповедь, совершив грех, Адам утратил бессмертие, был осужден на смерть и изгнан из рая. Последствия греха распространились на всех людей, которые унаследовали от Адама поврежденную и смертную человеческую природу.
Ответ Божий на нашу ошибку
Всё, что не сумел исполнить первый человек, выполнил за него Бог – Слово, ставшее плотью, – Господь Иисус Христос. Он прошел тот путь к человеку, по которому человек должен был идти к Нему. И если для человека это был путь восхождения, то для Бога – путь смиренного снисхождения. Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 6-8). «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», – говорит св. Ириней Лионский. Спаситель восстанавливает возможность соединения человека с Богом. Он соглашается стать смертным, потому что единственный способ победить смерть – это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе место.
«Дерево за дерево, за руку — руки...»
Святитель Григорий Богослов противопоставляет страдания Христа грехопадению Адама: «За каждый наш долг воздано особо... Для этого дерево – за дерево, и за руку – руки, за невоздержанно простертую – мужественно распростертые, за своевольную – пригвожденные (ко кресту), за изгнавшую Адама – соединяющие воедино концы мира. Для этого вознесение (на крест) – за падение, желчь – за вкушение (запретного плода)... смерть – за смерть, погребение – за возвращение в землю». Христос умирает добровольно, ничто не заставляет Его идти на Крест: «Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 17-18). Будучи безгрешным, Он умер, чтобы избавить нас от проклятия и смерти. Грех повредил человеческую природу, но Христос подвигом всей Своей жизни, исцеляет наше естество.
Проклятие, смерть и новая жизнь
Крестная смерть освобождает нас от проклятия как следствия греха. Ап. Павел говорит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3, 13). Проклятие, которое есть «осуждение греха праведным судом Божиим», выражается прежде всего в недоступности для человека богообщения, в отлучении человека от Бога как Источника жизни. Крестная смерть, снимая проклятие, возвращает эту возможность. С этого момента смерть для человека — уже не тупик, а вход в Царство Божие. Врата рая снова открываются для человека. Подтверждением этого являются слова Спасителя, обращенные к благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). На Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. «…Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками…» (Рим. 5, 8).
Жертва Христова и Таинства
Но уже в этой жизни мы приобщаемся к плодам Жертвы Христовой и соединяемся с Богом. В первую очередь в Крещении. Крещение — это наше умирание и воскресение со Христом. Так говорит апостол Павел. В крещении в нас умирает греховный человек, и из купели, как из гроба, встает новое творение Божие — сын или дочь Божии. Апостол напоминает нам, что мы умерли для греха, и так и должны жить — как мертвые для греха, живые для Бога. И в течение всей своей дальнейшей жизни мы должны умирать для греха, как говорит апостол Павел, «сораспинаться Христу», чтобы жить для Бога. Причастие — это тоже приобщение к Жертве Христовой. На каждой Литургии мы вспоминаем о ней и благодарим Бога. Одна и та же кровь — Кровь Христова — течет по нашим жилам и объединяет нас друг с другом. Наше призвание в том, чтобы это объединение всех членов Церкви через Жертву Христа было не только невидимым, но и видимым. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», - говорит Христос. (Ин.13:35)
Молитва Христу
Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящего Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.
Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Даруй моему телу принять благоухание животворящего Тела Твоего, и подай душе моей сладость Твоей драгоценной Крови вместо горечи, которой напоил меня враг. Возвысь к Себе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной. Ибо нет во мне покаяния, нет во мне умиления, нет во мне слезы утешительной, приводящей детей к своему наследству. Омрачился я разумом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Сокровищница благ! Даруй мне покаяние полное и в поисках Тебя трудящееся с любовью сердце, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа. Я оставил Тебя – не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на Своё пастбище и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, воспитай меня с ними от хлеба Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle