Категории

        
Песнь первая. Блудный сын и милосердный самарянин

Песнь первая

На русском языке

 

На церковнославянском языке

Ирмос: Помощник и покровитель / сделался мне спасением: / Он – мой Бог, и прославлю Его, / Бог отца моего – и вознесу Его, / ибо славно Он прославился! (2)

Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

С юности я, Христе, заповеди Твои преступил, / страстно, нерадиво, беспечно / провел я всю жизнь, / потому взываю к Тебе, Спаситель: / «Хотя бы при конце, спаси меня!»

Повергнутого пред вратами Твоими, Спаситель, / хотя бы в старости не отринь меня во ад, ни с чем, / но прежде кончины, как Человеколюбец, / даруй мне согрешений отпущение.

Имение мое, Спаситель, в блуде расточив, / лишен я плодов благочестия, / и, голодом томясь, взываю: / «Отче милосердный, поспеши, / Сам надо мною сжалься!»

Я – попавшийся разбойникам – / помыслам моим, / весь ими изранен ныне и язвами покрыт; / но Ты Сам, Христе Спаситель, / приди и меня исцели.

Священник, меня заметив, прошел мимо, / и левит, видя меня в тяжкой беде, обнаженным, презрел. / Но от Марии воссиявший Иисусе, / Ты приди и помилуй меня.

Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас.

Ты мне даруй светозарную благодать / от Вышнего Божественного Промысла / – избежать страстей омрачения / и воспеть усердно Твоего, Мария, жития / прекрасные деяния.

Слава, Троичен: Сверхсущественная Троица, / во Единстве поклоняемая, / возьми от меня бремя тяжкое греховное / и, как Милосердная, / даруй мне слезы умиления.

И ныне, Богородичен: Богородица, Надежда и Защита Тебя воспевающих! / Возьми от меня бремя тяжкое греховное, / и как Владычица Чистая / кающегося прими меня.

 Пер. — Амвросий (Тимрот)

 

Ирмосы по дважды: Помо́щник и покрови́тель бысть мне во спасе́ние, / Сей мой Бог, и просла́влю Его́, / Бог отца́ моего́, и вознесу́ Его́: / сла́вно бо просла́вися.

Стих: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

От ю́ности Христе́, за́поведи Твоя́ преступи́х, / всестра́стно небреги́й, / уны́нием преидо́х житие́. / Те́мже зову́ Ти Спа́се: / поне́ на коне́ц спаси́ мя.

Пове́ржена мя Спа́се, пред враты́ Твои́ми, / поне́ на ста́рость не отри́ни мене́ во ад тща, / но пре́жде конца́, я́ко Человеколю́бец, / даждь ми прегреше́ний оставле́ние.

Бога́тство мое́ Спа́се, изнури́в в блуде́, / пуст есмь плодо́в благочести́вых, / а́лчен же зову́: / О́тче щедро́т, предвари́в / Ты мя уще́дри.

В разбо́йники впады́й аз есмь, / помышле́ньми мои́ми, / весь от них уязви́хся ны́не, и испо́лнихся ран, / но Сам ми предста́в, / Христе́ Спа́се исцели́.

Свяще́нник мя предви́дев ми́мо и́де, / и леви́т ви́дя в лю́тых на́га презре́, / но из Мари́и возсия́вый Иису́се, / Ты предста́в уще́дри мя.

Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас.

Преподобныя: Ты ми даждь светоза́рную благода́ть / от Боже́ственнаго свы́ше промышле́ния, / избежа́ти страсте́й омраче́ния, / и пе́ти усе́рдно, твоего́ Мари́е жития́, / кра́сная исправле́ния.

Слава, Троичен: Пресу́щная Тро́ице, / во Еди́нице покланя́емая, / возми́ бре́мя от мене́ тя́жкое грехо́вное, / и я́ко благоутро́бна / даждь ми сле́зы умиле́ния.

Богородичен: Богоро́дице, наде́жде и предста́тельство Тебе́ пою́щих, / возми́ бре́мя от мене́ тя́жкое грехо́вное, / и я́ко Влады́чица Чи́стая, / ка́ющася приими́ мя.

Блудный сын попросил у отца свою долю имения, ушел в дальние края и там все растратил. Когда он понял, что голодает, пошел проситься к отцу хотя бы в наемники. А отец встретил его с радостью и устроил пир в его честь. Прп. Андрей, говорит, что так же,  как и этот сын он растратил свое духовное богатство и теперь ему остается только просить Отца о милости.

В Евангелии от Луки Христос рассказывает притчу о человеке, который попался разбойникам, они его избили и обокрали. Священник и левит (ветхозаветный дьякон) прошли мимо и только добрый самарянин, чужеземец, подошел к раненому, перевязал ему раны, возлил на них масло и вино и отвез раненого в гостиницу, где заплатил за него.

Прп. Андрей сравнивает свои греховные мысли с разбойниками, ранящими его, и призывает Христа, как милосердного самарянина, прийти и позаботиться о нем. Ведь именно так Христос заповедал поступать и нам.

Песнь вторая. Ламех и Ной

Песнь вторая

На русском языке

 

На церковнославянском языке

Ирмос: Внимай, небо, – и возвещу, / и воспою Христа, / от Девы во плоти Пришедшего. (2)

Поскользнулся я от невоздержания / подобно Давиду и осквернился; / но омой и меня, Спаситель, слезами моими.

Ни слез, ни покаяния нет у меня, ни умиления; / Сам мне это, Спаситель, / как Бог, даруй.

Погубил я первозданную красоту / и благолепие мое, / и теперь лежу нагим и стыжусь.

Дверь Твою не затвори предо мною тогда, / Господи, Господи, / но открой ее для меня, / кающегося Тебе.

Внемли стенаниям души моей / и прими очей моих слезные капли, Спаситель, / и спаси меня.

Человеколюбец, желающий спасения всем, / Ты призови меня и, как Благой, / прими кающегося.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Пречистая Богородица Дева, / единая всепрославленная, / моли усердно о спасении нашем.

Ирмос: Видите, видите, что Я есмь Бог, / манну дождем проливший / и воду из камня источивший / в древности в пустыне людям Моим / десницею единою и крепостию Моею.

«Видите, видите, что Я есмь Бог!» / Внимай, душа моя, Господу взывающему, / и отступи от прежнего греха, / и страшись Его как Отмстителя, / и как Судии и Бога.

Кому уподобилась ты, многогрешная душа? / Увы, древнему Каину и тому Ламеху, / поразив камнями – злодействами – тело / и умертвив разум безрассудными стремлениями.

Всех, живших до закона, / взором перебрав, о душа, / Сифу не уподобилась ты, / ни Еносу не подражала, / ни Еноха переселению, ни Ною, / но оказалась скудна праведных жизнью.

Ты одна отверзла водопады гнева / Бога твоего, душа моя, / и как землю потопила всю плоть, и дела, и жизнь, / и осталась вне спасительного ковчега.

Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас.

Всем усердием и любовью / прибегла ты ко Христу, / от прежнего пути греха отвратившись, / и воспитываясь в пустынях непроходимых, / и непорочно исполняя Божественные Его заповеди.

Слава, Троичен: Безначальная, несозданная Троица, / нераздельное Единство, / кающегося меня прими, / согрешившего спаси, / Твое я создание – не презри, / но пощади и избавь меня / от огненного осуждения.

И ныне, Богородичен: Пречистая Владычица, Божия Родительница, / Надежда к Тебе прибегающих / и Пристанище застигнутымбурей, / милостивого Создателя и Сына Твоего / преклони на милость и ко мне / мольбами Твоими.

 Пер. — Амвросий (Тимрот)

 

Ирмос: Вонми́, не́бо, и возглаго́лю, / и воспою́ Христа́, / от Де́вы пло́тию прише́дшаго. (Дважды)

Поползо́хся я́ко Дави́д блу́дно, и оскверни́хся, / но омы́й и мене́ Спа́се, слеза́ми.

Ни слез, ниже́ покая́ния и́мам, ниже́ умиле́ния: / Сам ми сия́ Спа́се, / я́ко Бог да́руй.

Погуби́х первозда́нную добро́ту / и благоле́пие мое́, / и ны́не лежу́ наг, и стыжду́ся.

Дверь Твою́ не затвори́ мне тогда́, / Го́споди, Го́споди, / но отве́рзи ми сию́ / ка́ющемуся Тебе́.

Внуши́ воздыха́ния души́ моея́, / и о́чию мое́ю приими́ ка́пли Спа́се, / и спаси́ мя.

Человеколю́бче хотя́й всем спасти́ся, / Ты воззови́ мя, / и приими́ я́ко Благ ка́ющагося.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Богородичен: Пречи́стая Богоро́дице Де́во, / еди́на Всепе́тая, / моли́ приле́жно, во е́же спасти́ся нам.

Ирмос: Ви́дите, ви́дите, я́ко Аз есмь Бог, / ма́нну одожди́вый / и во́ду из ка́мене источи́вый / дре́вле в пусты́ни лю́дем Мои́м, / десни́цею еди́ною и кре́постию Мое́ю.

Ви́дите ви́дите, я́ко Аз есмь Бог: / внуша́й душе́ моя́ Го́спода вопию́ща, / и удали́ся пре́жняго греха́, / и бо́йся я́ко неумы́тнаго, / и я́ко Судии́ и Бо́га.

Кому́ уподо́билася еси́ многогре́шная душе́, / то́кмо пе́рвому Ка́ину, и Ламе́ху о́ному, / каменова́вшая те́ло злоде́йствы, / и уби́вшая ум безслове́сными стремле́ньми.

Вся пре́жде зако́на прете́кши, о душе́! / Си́фу не уподо́билася еси́, / ни Ено́са подража́ла еси́, / ни Ено́ха преложе́нием, ни Но́я, / но яви́лася еси́ убо́га пра́ведных жи́зни.

Еди́на отве́рзла еси́ хля́би гне́ва, / Бо́га твоего́, душе́ моя́, / и потопи́ла еси́ всю, я́коже зе́млю плоть, и дея́ния и житие́, / и пребыла́ еси́ вне спаси́тельнаго ковче́га.

Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас.

Преподобныя: Всем усе́рдием и любо́вию / притекла́ еси́ Христу́, / пе́рвый греха́ путь отвра́щши, / и в пусты́нях непроходи́мых пита́ющися, / и Того́ чи́сте соверша́ющи Боже́ственныя за́поведи.

Слава, Троичен: Безнача́льная, несозда́нная Тро́ице, / неразде́льная Еди́нице, / ка́ющася мя приими́, / согреши́вша спаси́, / Твое́ есмь созда́ние, не пре́зри, / но пощади́ и изба́ви / о́гненнаго мя осужде́ния.

Богородичен: Пречи́стая Влады́чице, Богороди́тельнице, / наде́ждо к Тебе́ притека́ющих, / и приста́нище су́щих в бу́ри, / Ми́лостиваго и Созда́теля и Сы́на Твоего́ / уми́лостиви и мне / моли́твами Твои́ми.

Ламех, как и Каин, был убийцей, а мы сами убиваем свое тело грехами. До потопа на земле были праведники как Сиф, Енос, Енох, и были грешники, вызвавшие на себя гнев Господень. Потоп стал выражением этого гнева и спасся только праведный Ной. Прп.Андрей говорит, что он подобно тем грешникам навлек на себя гнев Божий и остался вне ковчега. В молитве же к Троице он ищет милости Божьей.

Песнь третья. Авраам

Песнь третья

На русском языке

 

На церковнославянском языке

Ирмос: Утверди, Господи, на камне заповедей Твоих / колеблющееся сердце мое, / ибо Ты один Свят и Господь. (2)

Благословения Симова ты не наследовала, душа несчастная, / ни обширного владения, как Иафет / не получила на земле прощения.

Из земли Харран – от греха / выйди, душа моя, / поспеши в землю, источающую вечно живое нетление, / которую Авраам унаследовал.

Об Аврааме слышала ты, душа моя, / в древности оставившем землю отеческую / и сделавшемся пришельцем; / его решимости подражай.

У дуба Мамврийского патриарх, / Ангелов угостив, / унаследовал в старости / обетование в награду.

Исаака, несчастная душа моя, / узнав как новую жертву всесожжения, / таинственно принесенную Господу, / подражай его произволению.

Об Измаиле ты слышала, душа моя, / изгнанном, как рабыни порождение; / смотри, трезвись, чтобы и тебе / за распутство не претерпеть подобного.

Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас.

Охвачен я бурею и треволнением согрешений, / но ты сама меня, матерь, ныне спаси / и к пристани Божественного покаяния приведи.

Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас.

Рабское моление и ныне, преподобная, / принеся к милосердной Богородице, / открой и для меня твоим ходатайством / Божественные входы.

Слава, Троичен: Единство простое, не созданное, / безначальное Естество, / воспеваемое в Трех Ипостасях, / спаси нас, с верою поклоняющихся / могуществу Твоему.

И ныне, Богородичен: От Отца вне времени рожденного Сына / во времени, Божия Родительница, / не познав мужа, Ты родила, / – о необычайное чудо! / – Девой пребыв и молоком питая.

 Пер. — Амвросий (Тимрот)

 

Ирмос: Утверди́, Го́споди, на ка́мени за́поведей Твои́х / подви́гшееся се́рдце мое́, / я́ко Еди́н Свят еси́ и Госпо́дь. (Дважды)

Благослове́ния Си́мова не насле́довала еси́ душе́ окая́нная, / ни простра́нное одержа́ние, / я́коже Иа́фет име́ла еси́ на земли́ оставле́ния.

От земли́ Харра́н, / изы́ди от греха́ душе́ моя́, / гряди́ в зе́млю точа́щую присноживо́тное нетле́ние, / е́же Авраа́м насле́дствова.

Авраа́ма слы́шала еси́ душе́ моя́, / дре́вле оста́вльша зе́млю оте́чества, / и бы́вша прише́льца, / сего́ произволе́нию подража́й.

У ду́ба Мамври́йскаго / учреди́в патриа́рх а́нгелы, / насле́дствова по ста́рости / обетова́ния лови́тву.

Исаа́ка окая́нная душе́ моя́, / разуме́вши но́вую же́ртву, / та́йно всесожже́нную Го́сподеви, / подража́й его́ произволе́нию.

Исма́ила слы́шала еси́, трезви́ся душе́ моя́, / изгна́на я́ко рабы́нино отрожде́ние, / виждь, да не ка́ко подо́бно что / постра́ждеши ласкосе́рдствующи.

Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас.

Марии: Содержи́мь есмь бу́рею, и треволне́нием согреше́ний, / но сама́ мя ма́ти ны́не спаси́, / и к приста́нищу Боже́ственнаго покая́ния возведи́.

Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас.

Марии: Ра́бское моле́ние и ны́не преподо́бная / прине́сши ко благоутро́бней моли́твами твои́ми Богоро́дице, / отве́рзи ми Боже́ственныя вхо́ды.

Слава, Троичен: Тро́ице про́стая, несозда́нная, / безнача́льное Естество́, / в Тро́ице пева́емая Ипоста́сей, / спаси́ ны ве́рою покланя́ющияся / держа́ве Твое́й.

Богородичен: От Отца́ безле́тна Сы́на, / в ле́то Богороди́тельнице / неискусому́жно родила́ еси́, / стра́нное чу́до, / пребы́вши Де́ва доя́щи.

Праведный Авраам по зову Божьему вышел из своей родной страны и пошел в страну, которую указал ему Бог, землю обетованную, ныне Израиль. Бог обещал Аврааму, что от него произойдет великий народ. Прошло много лет, и Авраам, и его жена Сарра состарились, а Бог все не давал им детей. Но Авраам продолжал верить Богу. И Бог явился Аврааму в образе трех странников, в которых мы сейчас видим Троицу. Авраам приветливо встретил их, и Бог сказал, что спустя год придет снова и у Сарры будет сын. Авраам поверил Богу.

Спустя год у Авраама родился сын Исаак. Когда он подрос, Бог сказал Аврааму принести Исаака в жертву. Апостол Павел говорит, что Авраам верил, что Бог может воскресить умершего и поэтому не усомнился. Но в последний момент Бог остановил руку Авраама и заменил жертву на ягненка.

Прп. Андрей призывает себя и нас подражать решимости Авраама в уходе от греха в Царство Небесное и в послушании Богу.

Песнь четвертая. Брачный пир и жертва Христа

Песнь четвертая

На русском языке

 

На церковнославянском языке

Ирмос: Услышал пророк / о пришествии Твоем, Господи, и убоялся, / что Ты хочешь от Девы родиться и людям явиться, и возглашал: / «Услышал я весть о Тебе, и убоялся». / Слава силе Твоей, Господи! (2)

Тело мое осквернено, дух запятнан, / струпьями весь я покрыт; / но Ты, как врач, Христе, / и то и другое моим покаянием уврачуй, / омой, очисти, убели / и покажи, Спаситель мой, / меня снега чистейшим.

Тело Твое и Кровь, распинаемый за всех, / предложил, Ты, Слово: / Тело – чтобы меня воссоздать, / Кровь – чтобы омыть меня. / Дух же предал Ты, / чтобы меня привести, Христе, / к Твоему Родителю.

Совершил Ты спасение / посреди земли, Милосердный: / дабы мы спаслись, / Ты добровольно на Древе был распят; / Эдем затворенный открылся; / горнее и дольнее, / творение и все народы, / спасенные, поклоняются Тебе.

Да будет мне купелью / кровь из ребр Твоих / и вместе питием, / источившим воду прощения, / чтобы мне всецело очиститься, / умащаясь и напояясь / как помазанием и питием, Слово, / животворными Твоими словами.

Как чашу Церковь обрела / ребра Твои живоносные, / из которых двойной нам излился поток: / прощения грехов и познания, / во образ Ветхого и Нового, – / двух вместе Заветов, Спаситель наш.

Лишен я чертога, / лишен и брака, а вместе – и вечери; / светильник погас, ибо нет в нем елея, / чертог, пока я спал, затворился, / вечеря окончена, / а я по рукам и ногам связан / и извержен вон.

Слава, Троичен: Нераздельное по существу / и неслиянное в Лицах, / богословствую о Тебе, Троичное Единое Божество, / как о единоцарственном и сопрестольном. / Возглашаю Тебе песнь великую, / в мире горнем троекратно воспеваемую.

И ныне, Богородичен: И рождаешь, и остаешься Девой, / сохраняя всегда девство по естеству; / Рожденный от Тебя обновляет законы естества, / и рождает чрево девственное. / Где угодно Богу, там преодолевается порядок естества, / ибо Он творит все, что хочет.

 Пер. — Амвросий (Тимрот)

 

Ирмос: Услы́ша проро́к / прише́ствие Твое́, Го́споди, и убоя́ся, / я́ко хо́щеши от Де́вы роди́тися / и челове́ком яви́тися, и глаго́лаше: / услы́шах слух Твой и убоя́хся, / сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди. (Дважды)

Те́ло оскверни́ся, дух окаля́ся, / весь острупи́хся, / но я́ко врач Христе́, / обоя́ покая́нием мои́м уврачу́й, / омы́й, очи́сти, / покажи́ Спа́се мой, / па́че сне́га чисте́йша.

Те́ло Твое́ и кровь распина́емый о всех / положи́л еси́ Сло́ве: / те́ло у́бо, да мя обнови́ши: / кровь, да омы́еши мя: / дух же пре́дал еси́, / да мя приведе́ши Христе́, / Твоему́ Роди́телю.

Соде́лал еси́ спасе́ние / посреде́ земли́ Ще́дре, / да спасе́мся. / Во́лею на Дре́ве распя́лся еси́. / Еде́м затворе́нный отве́рзеся, / го́рняя и до́льняя тварь, / язы́цы вси спасе́ни / покланя́ются Тебе́.

Да бу́дет ми купе́ль, / кровь из ребр Твои́х, / вку́пе и питие́, / источи́вшее во́ду оставле́ния, / да обою́ду очища́юся, / помазу́яся и пия́: / я́ко пома́зание и питие́ Сло́ве, / живото́чная Твоя́ словеса́.

Ча́шу Це́рковь стяжа́, / ре́бра Твоя́ живоно́сная, / из ни́хже сугу́быя нам источи́ то́ки, / оставле́ния и ра́зума, / во о́браз дре́вняго и но́ваго / двои́х вку́пе заве́тов, Спа́се наш.

Наг есмь черто́га, / наг есмь и бра́ка, ку́пно и ве́чери: / свети́льник угасе́, я́ко безъеле́йный, / черто́г заключи́ся мне спя́щу, / ве́черя снеде́ся: / аз же по руку́ и но́гу свя́зан, / вон низве́ржен есмь.

Слава, Троичен: Неразде́льное Существо́м, / несли́тное Ли́цы, / богосло́влю Тя, Тро́ическое Еди́но Божество́, / я́ко единоца́рственное и сопресто́льное, / вопию́ Ти песнь вели́кую, / в вы́шних трегу́бо песносло́вимую.

Богородичен: И ражда́еши, и де́вствуеши, / и пребыва́еши обою́ду естество́м Де́ва, / Рожде́йся обновля́ет зако́ны естества́, / утро́ба же ражда́ет неражда́ющая. / Бог иде́же хо́щет, побежда́ется естества́ чин, / твори́т бо, ели́ка хо́щет.

Основная тема здесь – жертва Христа, принесенная ради нашего спасения. Сначала св.Андрей вспоминает о вреде, который он сам нанес себе грехом и просит Христа исцелить его и очистить, а потом предается размышлениям о спасении, дарованном нам Христом. Ради этого Христос принес в жертву Свое Тело и Кровь, и предал дух – то есть умер. Благодаря жертве Христа для нас снова открылся Эдем, потерянный из-за греха Адама. И люди из всех народов – русские и украинцы, немцы и осетины - поклоняются Христу, потому что Его жертва достойна благоговения и любви.

В Евангелии от Иоанна рассказывается, что когда Христос был распят, и воины пришли снимать распятых с крестов, чтобы похоронить, «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». (Иоан.19:34) Иоанн придавал этому символический смысл – вода здесь символ Святого Духа, а кровь – Кровь Христова, очищающая нас от грехов. И очищение от грехов, и Духа Святого мы получаем благодаря смерти Христа. Христос и Отец Небесный призывают нас прийти и принять спасение, участвовать в пире, который они приготовили для нас. В Евангелии есть притча о брачном пире, на который один из позванных пришел не в праздничной одежде. За неуважение к хозяину пира его выгнали «во тьму внешнюю». Св.Андрей сравнивает себя с этим человеком.

Песнь пятая. Фараон и египетские маги

Песнь пятая

На русском языке

 

На церковнославянском языке

Ирмос: От ночи с рассвета / стремящегося к Тебе, Человеколюбец, / просвети, молю, / и наставь и меня в повелениях Твоих, / и научи меня, Спаситель, / творить волю Твою. (2)

Как тяжкий нравом, / фараону жестокому, Владыка, / стал я Ианнием и Иамврием душою и телом / и погряз умом; но помоги мне.

С грязью смешал я, несчастный, свой ум, / но омой меня, Владыка, в купели моих слез, / молю Тебя, плоти моей одежду / убелив как снег.

Если стану я испытывать дела мои, Спаситель, / то вижу, что я всякого человека грехами превзошел, / ибо в полном сознании я грешил, / не в неведении.

Пощади, пощади, Господи, создание твое. / Согрешил я – прости мне, / ибо Ты один только чист естеством, / и никто другой, кроме Тебя, / не пребывает без скверны.

Меня ради, будучи Богом, / Ты принял мой образ, / показал чудеса, исцелив прокаженных / и расслабленных укрепив, / остановив у кровоточивой ток крови, Спаситель, / прикосновением к краю риз.

Припев: Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас.

Струю иорданскую перейдя, / обрела ты покой безболезненный, / плотского услаждения избежав; / от него и нас избавь / твоими молитвами, преподобная.

Слава, Троичен: Тебя, Троица, славим, Единого Бога: / «Свят, свят, свят Ты: / Отец, Сын и Дух, / – простое Существо, / Единица непрестанно поклоняемая.

И ныне, Богородичен: Из Тебя облекся в мой состав, / нетленная, не знавшая мужа Матерь-Дева, / Бог, сотворивший века, / и соединил с Собою человеческое естество.

 Пер. — Амвросий (Тимрот)

 

Ирмос: От нощи́ у́тренююща, / Человеколю́бче, просвети́, молю́ся, / и наста́ви и мене́ на повеле́ния Твоя́, / и научи́ мя, Спа́се, / твори́ти во́лю Твою́. (Дважды)

Я́ко тя́жкий нра́вом, / фарао́ну го́рькому бых Влады́ко, / Ианни́, и Иамври́, душе́ю и те́лом, / и погруже́н умо́м, но помози́ ми.

Ка́лом смеси́хся окая́нный умо́м, / омы́й мя Влады́ко, ба́нею мои́х слез, / молю́ Тя, пло́ти моея́ оде́жду / убели́в я́ко снег.

А́ще испыта́ю моя́ дела́ Спа́се, / вся́каго челове́ка превозше́дша греха́ми себе́ зрю, / я́ко ра́зумом му́дрствуяй согреши́х, / не неве́дением.

Пощади́ пощади́ Го́споди, созда́ние Твое́, / согреши́х, осла́би ми, / я́ко естество́м чи́стый Сам сый еди́н, / и ин ра́зве Тебе́ / никто́же есть кроме́ скве́рны.

Мене́ ра́ди Бог сый, / вообрази́лся еси́ в мя, / показа́л еси́ чудеса́, исцели́в прокаже́нныя, / и разсла́бленнаго стягну́в, / кровоточи́выя ток уста́вил еси́ Спа́се, / прикоснове́нием риз.

Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас.

Преподобныя: Струи́ Иорда́нския преше́дши, / обрела́ еси́ поко́й безболе́зненный, / пло́ти сла́сти избежа́вши, / ея́же и нас изми́ / твои́ми моли́твами преподо́бная.

Слава, Троичен: Тя Тро́ице сла́вим, Еди́наго Бо́га, / Свят, Свят, Свят еси́ / О́тче, Сы́не, и Ду́ше, / про́стое Существо́, / Еди́нице при́сно покланя́емая.

Богородичен: Из Тебе́ облече́ся в мое́ смеше́ние, / нетле́нная безму́жная Ма́ти Де́во, / Бог созда́вый ве́ки, / и соедини́ Себе́ челове́ческое естество́.

Фараон не хотел отпускать иудеев из Египта, сердце его ожесточилось. Даже чудеса, которые творил Моисей, его не убеждали. Ианний и Иамврий – так, согласно иудейским преданиям, звали магов, которые противостояли Моисею и делали чудеса, похожие на его. С ними и с фараоном сравнивает себя прп.Андрей, и считает себя даже хуже них и хуже всех людей – потому что грешил сознательно. Впрочем, он отдает себе отчет, что полностью безгрешен только Сам Господь. Господь, Который стал человеком ради исцеления прп.Андрея и нас от греха и прочих болезней.

Песнь шестая. Земля обетованная и борьба со страстями

Песнь шестая

На русском языке

 

На церковнославянском языке

Ирмос: Воззвал я всем сердцем моим / к милосердному Богу, / и Он услышал меня из ада глубочайшего, / и вывел из погибели жизнь мою. (2)

Восстань и покори, / как Иисус Амалика, плотские страсти, / и гаваонитян, – обманчивые помыслы / всегда побеждая.

Перейди времени текущее естество, / как некогда ковчег, / и вступи в обладание тою землей обетования, душа: / Бог повелевает.

Как спас Ты Петра воззвавшего, / поспешив, спаси и меня, Спаситель, / от зверя меня избавь, простерши руку Твою, / и возведи из глубины греховной.

Пристанище Тебя знаю тихое, / Владыка, Владыка Христе; / но от непостижимых глубин греха и отчаяния / меня, поспешив, избавь.

Слава, Троичен: «Троица Я несложная, нераздельная, / различаемая по Лицам, / и Единство, естеством соединенное», / – Отец возглашает, и Сын, и Божественный Дух.

И ныне, Богородичен: Чрево Твое Бога родило нам, / Принявшего наш образ, / Которого как Творца всего моли, Богородица, / чтобы нам по ходатайствам Твоим оправдаться.

Господи, помилуй (3). Слава, и ныне:

Кондак, глас 6

Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? / Конец приближается, и предстоит тебе смутиться. / Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог, / вездесущий и все наполняющий!

 Пер. — Амвросий (Тимрот)

 

Ирмос: Возопи́х всем се́рдцем мои́м / к ще́дрому Бо́гу, / и услы́ша мя от а́да преиспо́дняго, / и возведе́ от тли живо́т мой. (Дважды)

Воста́ни и побори́, / я́ко Иису́с Амали́ка, плотски́я стра́сти, / и гаваони́ты, ле́стныя по́мыслы / при́сно побежда́ющи.

Преиди́ вре́мене теку́щее естество́, / я́ко пре́жде ковче́г, / и земли́ о́ныя бу́ди во одержа́нии обетова́ния душе́, / Бог повелева́ет.

Я́ко спасл еси́ Петра́, возопи́вша / спаси́, предвари́в мя Спа́се / от зве́ря изба́ви, просте́р Твою́ ру́ку, / и возведи́ из глубины́ грехо́вныя.

Приста́нище Тя вем ути́шное, / Влады́ко, Влады́ко Христе́, / но от незаходи́мых глуби́н греха́, и отча́яния / мя предвари́в изба́ви.

Слава, Троичен: Тро́ице есмь про́ста, неразде́льна, / разде́льна Ли́чне, / и Еди́ница есмь Естество́м соедине́на, / Оте́ц глаго́лет, и Сын, и Боже́ственный Дух.

Богородичен: Утро́ба Твоя́ Бо́га нам роди́, / воображе́на по нам: / Его́же, я́ко Созда́теля всех, моли́ Богоро́дице, / да моли́твами Твои́ми оправди́мся.

Таже: Го́споди, поми́луй. (Трижды.) Сла́ва, и ны́не:

Кондак:

Душе́ моя́, душе́ моя́, воста́ни, что спи́ши? / Коне́ц приближа́ется, и и́маши смути́тися. / Воспряни́ у́бо, да пощади́т тя Христо́с Бог, / везде́ сый и вся́ исполня́яй.

Моисей вывел иудеев из египетского рабства, чтобы привести их в землю обетованную (обещанную Богом), текущую молоком и медом. Бог был с иудеями, поддерживал и кормил их, но Он не собирался вместо иудеев воевать за эту землю с живущими на ней – амаликитянами, гаваонитянами, филистимлянами. Иудеи должны были сами сражаться с ними. Амалик, племя амаликитян, встретило иудеев на подступах к земле обетованной и напали на них. Сражение возглавил Иисус Навин, а Моисей молился. Иудеи победили. Моисей не вошел в землю обетованную, вход иудеев туда возглавил Иисус Навин. Воды Иордана расступились перед священниками, несшими ковчег Завета и иудеи вошли в обетованную землю.

Святые отцы сравнивают борьбу израильтян за обетованную землю с нашей борьбой со страстями ради Царствия Божия. Бог обещает нам Свое Царство, Он с нами, Он дает нам силы – но мы тоже должны сражаться и быть «тверды и мужественны», как заповедал Господь Иисусу Навину.

Песнь седьмая. Царь Манассия и вдова из Сарепты

Песнь седьмая

На русском языке

 

На церковнославянском языке

Ирмос: Согрешили мы, соделали / беззаконие, неправду пред Тобою, / и не соблюли, и не сотворили, / как Ты заповедал нам. / Но не предай нас до конца, / отцов Боже! (2)

Манассиины преступления собрала ты добровольно, / воздвигнув вместо мерзостей языческих страсти / и умножив тем, душа, на них негодование; / но горячо ревнуя его покаянию, / стяжи сокрушение.

С Ахавом ты соревновалась / в мерзких делах, душа моя, увы мне! / Соделалась скверн плотских прибежищем / и сосудом постыдных страстей; / но из глубины твоей восстенай / и поведай Богу грехи твои.

Заключено для тебя небо, душа, / и голод Божий настиг тебя, / как некогда было, / когда речам Илии Фесвитянина не покорился Ахав; / но Сарептской вдове уподобься: / напитай душу пророка.

Некогда два раза сжигал / пятьдесят слуг Иезавели Илия, / когда и пророков мерзости он погубил / во обличение Ахава; / но избегай подражания обоим им, душа, / и укрепляйся.

Слава, Троичен: Троица Простая, Нераздельная, / Единосущная и Естеством Единая: / как Светы и Свет, и – Три Святых и Единое Святое / воспевается Бог Троица; / но воспой, прославь Жизнь и Жизни, душа, / – всех Бога.

И ныне, Богородичен: Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, / поклоняемся Тебе, Божия Родительница, / ибо носила Ты во чреве / Единого из Нераздельной Троицы – Христа Бога / и Сама открыла нам, / живущим на земле, небесное.

 Пер. — Амвросий (Тимрот)

 

 

Ирмос: Согреши́хом, беззако́нновахом, / непра́вдовахом пред Тобо́ю, / ниже́ соблюдо́хом, ниже́ сотвори́хом, / я́коже запове́дал еси́ нам; / но не преда́ждь нас до конца́, / отце́в Бо́же. (Дважды)

Манасси́ева собрала́ еси́ согреше́ния изволе́нием, / поста́вльши я́ко ме́рзости стра́сти, / и умно́живши душе́ негодова́ние, / но того́ покая́нию ревну́ющи те́пле, / стяжи́ умиле́ние.

Ахаа́вовым поревнова́ла еси́ / скве́рнам, душе́ моя́, увы мне, / была́ еси́ плотски́х скверн пребыва́лище, / и сосу́д сра́млен страсте́й, / но из глубины́ твоея́ воздохни́, / и глаго́ли Бо́гу грехи́ твоя́.

Заключи́ся тебе́ не́бо душе́, / и глад Бо́жий пости́же тя: / егда́ Илии́ Фесви́тянина я́коже Ахаа́в, / не покори́ся словесе́м иногда́, / но Сара́ффии уподо́бився, / напита́й проро́чу ду́шу.

Попали́ Илия́ иногда́ два́щи / пятьдеся́т Иезаве́линых, / егда́ сту́дныя проро́ки погуби́, / во обличе́ние Ахаа́вово, / но бе́гай подража́ния двою́ душе́, / и укрепля́йся.

Слава, Троичен: Тро́ице про́стая, неразде́льная, / единосу́щная, и Естество́ еди́но, / Све́тове и Свет, и Свя́та три: и еди́но Свя́то / пое́тся Бог Тро́ица. / Но воспо́й, просла́ви Живо́т и Животы́, душе́ / всех Бо́га.

Богородичен: Пое́м Тя, благослови́м Тя, / покланя́емся Ти Богороди́тельнице, / я́ко неразде́льныя Тро́ицы, / породила́ еси́ еди́наго Христа́ Бо́га, / и Сама́ отве́рзла еси́ нам / су́щим на земли́ небе́сная.

Царь Манассия отрекся от Бога, поклонялся идолам, приносил в жертву детей, поставил статую Астарты в Иерусалимском храме, и только к концу жизни покаялся, когда попал в плен к своим врагам-ассирийцам. Царь Ахав поклонялся золотым тельцам и построил храм Ваалу. Пророк Илия предупреждал Ахава, что за поклонение Ваалу Бог накажет весь народ многолетней засухой и голодом. Но неразумный царь не слушал. Голод настал. Послушала и приютила у себя в доме пророка Илию только бедная вдова из Сарепта.

Прп. Андрей призывает нас не поступать в духовной жизни как цари-идолопоклонники, не поклоняться своим страстям. Но как благочестивая вдова, поступать по совести и Божьей воле.

Песнь восьмая. Наш плач и наш Врач

Песнь восьмая

На русском языке

 

На церковнославянском языке

Ирмос: Кого воинства небесные славят, / и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, / все что дышит и сотворено, / пойте, благословляйте / и превозносите во все века! (2)

Правосудный Спаситель, помилуй / и избавь меня от огня и наказания, / которое предстоит мне на суде справедливо претерпеть: / дай облегчение мне прежде конца, / за добродетель и покаяние.

Как разбойник взываю Тебе: «Помяни меня!» / Как Петр плачу горько. / «Прости меня, Спаситель», – зову как мытарь, / лью слезы как блудница; / прими мое рыдание, / как некогда от хананеянки.

Гноение, Спаситель, исцели / смиренной моей души, единый Врач, / пластырь мне приложи, и елей, и вино – дела покаяния, / сокрушение со слезами.

Хананеянке подражая, и я: / «Помилуй меня», – взываю к Сыну Давидову; / касаюсь края ризы, как кровоточивая, / плачу, как Марфа и Мария над Лазарем.

Слава, Троичен: Безначальный Отче, Сын собезначальный, / Утешитель благой, Дух правый; / Слова Божия Родитель, / Отца безначальное Слово, / Дух живой и созидающий, / Троица-Единица, помилуй меня.

И ныне, Богородичен: Как бы из пурпурного состава, Пречистая, / мысленная багряница – плоть Эммануила / внутри чрева Твоего соткалась; / потому мы Тебя, Богородицу, / истинно почитаем.

 Пер. — Амвросий (Тимрот)

 

Ирмос: Его́же во́инства Небе́сная сла́вят, / и трепе́щут Херуви́ми и Серафи́ми, / вся́ко дыха́ние и тварь, / по́йте, благослови́1те / и превозноси́те во вся ве́ки. (Дважды)

Правосу́де Спа́се поми́луй, / и изба́ви мя огня́, и преще́ния, / е́же и́мам на суде́ пра́ведно претерпе́ти: / осла́би ми пре́жде конца́, / доброде́телию и покая́нием.

Я́ко разбо́йник вопию́ Ти: помяни́ мя. / Я́ко Петр пла́чу го́рце: / осла́би ми Спа́се. Зову́ я́ко мыта́рь: / слезю́ я́ко блудни́ца. / Приими́ мое́ рыда́ние, / я́коже иногда́ ханане́ино.

Гное́ние, Спа́се, исцели́ / смире́нныя моея́ души́: еди́не Врачу́, / пла́стырь мне наложи́, и еле́й и вино́, дела́ покая́ния, / умиле́ние со слеза́ми.

Ханане́ю и аз подража́я, / поми́луй мя, вопию́, Сы́не Дави́дов: / каса́юся кра́я ри́зы, я́ко кровоточи́вая: / пла́чу, я́ко Ма́рфа и Мари́я над Ла́зарем.

Слава, Троичен: Безнача́льне О́тче, Сы́не собезнача́льне, / Уте́шителю Благи́й, Ду́ше Пра́вый: / Сло́ва Бо́жия Роди́телю, / Отца́ безнача́льна Сло́ве, / Ду́ше живы́й и зи́ждяй, / Тро́ице Еди́нице поми́луй мя.

Богородичен: Я́ко от оброще́ния червлени́цы Пречи́стая, / у́мная багряни́ца Емману́илева, / внутрь во чре́ве Твое́м плоть истка́ся, / те́мже Богоро́дицу / вои́стинну Тя почита́ем.

Св.Андрей сравнивает свой плач над грехом с плачем некоторых людей в Новом Завете. Разбойник был распят со Христом и попросил помянуть его, когда Господь придет в Царстве Своем. Он узнал Царя и Мессию в распятом рядом с ним человеке, в котором разуверились даже ученики. Петр, когда Христа арестовали, трижды отрекся от Него, а когда пропел петух, вспомнил, что Христос предсказал это, и заплакал. Хананея или хананеянка – женщина, которая умоляла Христа исцелить ее дочь, и Христос исцелил ее, хоть и не сразу. Кровоточивая жена тайком прикоснулась ко Христу, чтобы исцелиться и исцелилась. Марфа и Мария плакали над своим умершим братом Лазарем, и Христос воскресил его.

Все эти слезы объединяет одно – одни обращены ко Христу и только Он может утереть их и исцелить боль. И слезы, и боль от наших грехов тоже может исцелить Христос, Он единственный Врач и Спаситель.

Песнь девятая. Фарисеи, мытари и блудницы

Песнь девятая

На русском языке

 

На церковнославянском языке

Ирмос: От зачатия без семени рождение неизъяснимо, / у Матери, не знавшей мужа, непорочен Плод: / ибо обновляет Божие рождение законы естества. / Потому Тебя мы, все роды, / как Бога нашего Матерь / православно величаем. (2)

Недуги исцеляя, / нищим благовествовал Христос-Слово; / увечных исцелял, с мытарями вкушал, / с грешниками беседовал; / Иаировой дочери душу, уже отшедшую, / возвратил прикосновением руки.

Мытарь спасся и блудница стала целомудренной, / а хвалящийся фарисей подвергся осуждению. / Ибо первый взывал: «Будь милостив ко мне!» / Вторая: «Помилуй меня!» / А последний кичился, возглашая: «Боже, благодарю Тебя!» / И далее – безумные глаголы.

Закхей был мытарем, но однако обрел спасение, / фарисей же Симон соблазнялся, / а блудница получала совершенное отпущение / от Имеющего власть прощать грехи; / поспеши, душа, / и ты ей подражать.

Блуднице, о несчастная душа моя, / не подражала ты, / той, что, взяв с миром алавастр, / со слезами помазала и отерла волосами ноги Господа, / разорвавшего рукописание / прежних согрешений ее.

Города, которым Христос возвестил Евангелие, / знаешь, как прокляты были, душа моя; / страшись этого примера, не окажись, как они, / ибо Владыка, Содому их уподобив, / даже до ада осудил.

Не явись хуже хананеянки, / о душа моя, за отчаяние, / слышав о вере, / по которой дочь ее исцелилась Божиим словом. / «Сын Давидов, спаси и меня!» / – воззови из глубины сердца, / как она Христу.

Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, / Божественному Духу с верой поклонимся / – Троице нераздельной, Единице по существу, / как Свету и Светам, и Жизни и Жизням, / животворящему и просвещающему мира концы.

И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, / Божия Родительница Пречистая. / Ибо под Твоею защитой он с верою царствует, / и от Тебя получает крепость, / и при Твоем содействии / победоносно отражает всякое искушение, / и берет в плен неприятелей, / и держит их в послушании.

Припев: Преподобный отче Андрей, моли Бога о нас.

Андрей досточтимый и отче треблаженнейший, / пастырь Критский! / Не переставай молиться о воспевающих тебя, / да избавимся все мы от гнева, и скорби, и тления, / и согрешений безмерных, / чтущие твою память с верою.

Ирмос: От зачатия без семени рождение неизъяснимо, / у Матери, не знавшей мужа, непорочен Плод: / ибо обновляет Божие рождение законы естества. / Потому Тебя мы, все роды, / как Бога нашего Матерь / православно величаем.

Пер. — Амвросий (Тимрот)

 

Ирмос: Безсе́меннаго зача́тия Рождество́ несказа́нное, / Ма́тере безму́жныя нетле́нен Плод, / Бо́жие бо рожде́ние обновля́ет естества́. / Те́мже Тя вси ро́ди, / я́ко Богоневе́стную Ма́терь, / правосла́вно велича́ем. (Дважды)

Неду́ги исцеля́я, / ни́щим благовествова́ше, Христо́с Сло́во, / вре́дныя уврачева́, с мытари́ ядя́ше, / со гре́шники бесе́доваше, / Иаи́ровы дще́ре ду́шу предуме́ршую / возврати́ осяза́нием руки́.

Мыта́рь спаса́шеся, и блудни́ца целому́дрствоваше, / и фарисе́й хваля́ся осужда́шеся: / ов у́бо, очи́сти мя: / о́ва же, поми́луй мя. / Сей же велича́шеся вопия́: Бо́же, благодарю́ Тя: / и про́чия безу́мныя глаго́лы.

Закхе́й мыта́рь бе, но оба́че спаса́шеся, / и фарисе́й Си́мон соблажня́шеся, / и блудни́ца приима́ше оста́вительная разреше́ния, / от Иму́щаго кре́пость оставля́ти грехи́: / ю́же душе́ потщи́ся подража́ти.

Блудни́це, о окая́нная душе́ моя́, / не поревнова́ла еси́, / я́же прии́мши ми́ра алава́стр, / со слеза́ми ма́заше но́зе Спа́сове, / отре́ же власы́ / дре́вних согреше́ний рукописа́ние раздира́ющаго ея́.

Гра́ды, и́мже даде́ Христо́с благове́стие, / душе́ моя́, уве́дала еси́, ка́ко про́кляти бы́ша. / Убо́йся указа́ния, да не бу́деши я́коже о́ны, / и́хже Содо́мляном Влады́ко уподо́бив, / да́же до а́да осуди́.

Да не го́ршая о душе́ моя́, / яви́шися отча́янием, ханане́и / ве́ру слы́шавшая, / ея́же дщи сло́вом Бо́жиим исцели́ся. / Сы́не Дави́дов, спаси́ и мене́, / воззови́ из глубины́ се́рдца, / я́коже она́ Христу́.

Слава, Троичен: Отца́ просла́вим, Сы́на превознесе́м, / Боже́ственному Ду́ху ве́рно поклони́мся, / Тро́ице неразде́льней Еди́нице по Существу́, / я́ко Све́ту и Све́том, и Животу́ и Живото́м, / животворя́щему, и просвеща́ющему концы́.

Богородичен: Град Твой сохраня́й / Богороди́тельнице Пречи́стая, / в Тебе́ бо сей ве́рно ца́рствуяй, / в Тебе́ и утвержда́ется, / и Тобо́ю побежда́яй, / побежда́ет вся́кое искуше́ние, / и пленя́ет ра́тники, / и прохо́дит послуша́ние.

Преподо́бне о́тче Андре́е, моли́ Бо́га о нас.

Андрею: Андре́е честны́й, и о́тче треблаже́ннейший, / па́стырю Кри́тский, / не преста́й моля́ся, о воспева́ющих тя, / да изба́вимся вси гне́ва, и ско́рби, и тле́ния, / и прегреше́ний безме́рных, / чту́щии твою́ па́мять ве́рно.

Таже поем оба лика: Безсе́меннаго зача́тия Рождество́ несказа́нное, / Ма́тере безму́жныя нетле́нен Плод, / Бо́жие бо рожде́ние обновля́ет естества́. / Те́мже Тя вси ро́ди, / я́ко Богоневе́стную Ма́терь, / правосла́вно велича́ем.

Подобне и прочее последование Повечерия.

Мытари были сборщиками налогов и считались в Иудее крайне грешными людьми, потому что работали на оккупационную римскую власть. Кроме того, они часто брали у людей лишнее. Любили их так же сильно, как в наши дни гаишников. Христос же не брезговал общением с ними. Фарисеи были благочестивыми порядочными людьми, изо всех сил стремящимися жить по-Божьему. Но Христос Врач, а они не чувствовали себя больными. Когда Он пришел в гости к мытарю Закхею, это произвело на него такое впечатление, что тот решил половину всех своих средств отдать нищим, а тем, кого он обидел – заплатить вчетверо, по закону Моисееву. Другой мытарь из притчи Христа просил о помиловании, тогда как фарисей благодарил за то, что он не похож на мытаря. Фарисей Симон принимал Христа у себя в гостях, но никак не показал Ему свое гостеприимство – не дал ни воды умыть ноги, ни помазал голову маслом, ни поцеловал. Блудница же пришла ко Христу и омыла его ноги слезами, помазала их миром, поцеловала их. Так она выразила свое раскаяние и благодарность за любовь Христа, и получила прощение. И св.Андрей сокрушается, что душа его не подражала этой блуднице, вперед его идущей ко спасению. Христос говорит, что если в каком-то иудейском городе не примут апостолов, то в день Суда этому  городу будет хуже, чем Содому и св.Андрей боится, что его постигнет судьба этих городов. И в то же время он призывает себя и нас не отчаиваться. Христос сначала отказывался исцелить дочь хананеянки и даже назвал ее псом, но она продолжала просить Его, и Сам Христос поразился ее вере и исцелил ее дочь. Дай Бог, чтобы так было и в нашей жизни.