Пост в древности
Пост пришел в христианство еще из ветхозаветной практики, где он понимался как жертва Богу. Человек постился весь день, его физические силы ослабевали и это воспринималось как жертва Богу вместо всего тела человека (в древних культурах, кроме библейской, ничего страшного не видели в человеческих жертвоприношениях как таковых). В древности пост был полным воздержанием от пищи с утра до вечера. Так же понимают пост сейчас мусульмане. В христианстве это воздержание стало осмысляться как дело милосердия – средства, сэкономленные на несъеденной за день пище, предлагалось сосчитать и отдать бедным.

В христианском произведении II века, «Пастыре» Ерма, о посте говорится так: «прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный. Поступай же так: исполнивши вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды: и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу и получивший от тебя насытит свою душу и будет молиться за тебя Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу, и этот пост будет написан, и дело, таким образом совершаемое, прекрасно, радостно и угодно Господу. Если соблюдешь ты это с детьми твоими и со всем домом твоим, то будешь блажен».

II век
Древнейшие сведения, дошедшие до нас, говорят, что сначала постом отмечался сам день Пасхи. Пасха праздновалась в один день с иудейской и была главным образом воспоминанием не о воскресении Христа, а о Его страданиях и смерти. Накануне иудейской Пасхи Христос был распят и в память об этом христиане постились в день Его смерти. Пасхальный пост продолжался где день, где два, а где 40 часов, в память о 40-дневных постах Моисея, Илии и Христа. В одних церквах пост заканчивался в день иудейской Пасхи, в других начинался, но везде он был недолог. Даже и до сих пор в Страстную Пятницу и Великую субботу поются праздничные песнопения. Это отголосок того периода, когда и смерть, и воскресение Христа отмечались в один день.
Возвращаемся к древней практике
Страстная Пятница и Великая Суббота и сейчас предполагает практически полное воздержание от пищи. Попробуйте провести эти дни на хлебе и воде и посчитайте, сколько вы примерно сэкономили по сравнению с вашим обычным бюджетом на день. Пожертвуйте разницу на дела милосердия – либо подайте тем, кто стоит в эти дни у вашего храма, либо помогите на лечение нуждающемуся в нем человеку.
III век
В одних местах пост удлиняется до 40 дней, в других же длится с понедельника по пятницу, в то время, которое мы бы сейчас назвали Страстной Седмицей. С понедельника по четверг ели только хлеб, воду и соль, а в пятницу и субботу вообще воздерживались от пищи. Там, где пост длился 40 дней, он был связан с крещением оглашаемых. Пасха была днем, когда людей, давно готовящихся к крещению, крестили. Перед крещением они должны были поститься, и вся Церковь постилась с ними, чтобы их поддержать. Пост был связан не с личным благочестием, а с молитвой за других. Даже посты в среду и в пятницу в III веке связывали с молитвой за иудеев, распявших Христа, и с заповедью молитвы о врагах.

С каким намерением вы поститесь в среду и пятницу? Как вы относитесь к мысли о посте за иудеев или неверующих по средам и пятницам? Вы можете ответить в комментариях
IV век
В 4-м веке практически везде уже распространяется Четыредесятница. Впрочем, еще есть разнообразие. Где-то перед Пасхой постятся 6 недель, где-то семь. Где-то ограничиваются 20-ю днями. В Египте начинали поститься со Страстной Седмицы. Сам вид поста также был разным. Все понимали, что невозможно воздерживаться полностью от пищи в течение 40 дней. Поэтому кто-то воздреживался только от мяса, исключая рыбу и птицу, кто-то не ел мяса вообще, но спокойно ел «плоды и яйца», кто-то проводил это время на хлебе и воде, кто-то не ел до 9-го часа (3 часа дня), а потом ел все, что угодно.

Вообще существенным в постном дне был не род пищи, а время полного воздержания от нее. До сих пор это сохранилось в нашем посте перед Причастием. Пост перед Причастием с полным воздержанием от пищи – отголосок древнего поста. И в зависимости от степени праздничности дня Типикон предписывает служить Литургию раньше или позже – т.е. укорачивать или удлинять пост. В дни больших праздников Литургия должна служиться рано, чтобы пост был коротким. По средам и пятницам Великого поста она по Типикону должна служиться вечером, так, чтобы полный пост продолжался весь день и завершался Причастием.
V век
Именно в это время пост начинает напоминать привычный нам аскетический пост, связанный с воздержанием от определенных видов пищи. Впервые практика такого рода постов появилась во 2-м веке у еретиков монтанистов. Православные полемизировали с ней, приводя аргументы о ее недопустимости. Одним из аргументов была ссылка на слова Христа о том, что не тем оскверняется человек, что входит в уста, но тем, что выходит из уст. Вторым – ссылка на апостола, который говорит, что пище не приближает нас к Богу и не удаляет нас от Бога. Прошло три века, появилось монашество и отношение к посту у православных изменилось. Именно в монашеской среде стало принятоо порстоянно поститься на определенные виды пищи. Мясо у египетских подвижников не употреблялось вообще, молоко иногда допускалось, вино дозволялось, но многие принципиально пили только воду (чая не было). Обычная пища состояла, видимо, из хлеба с солью, а некоторые подвижники отказывали себе и в хлебе и питались годами сырыми овощами. Монашеская практика существенно повлияла на восприятие поста в Церкви.
Лавра Саввы Освященного и современность
В 484 году в Иудейской пустыне был основан монастырь, известный как Лавра Саввы Освященного. Сначала была построена пещерная церковь, потом вокруг прп.Саввы стали селиться ученики и к концу жизни прп.Саввы в Лавре жило 5 тысяч монахов. Современный нам устав поста сложился на основе принятого в VI веке Иерусалимского устава в Лавре прп.Саввы Освященного. На Руси он закрепился в 17 веке.

В наши дни ситуация с постом сложная. Кто-то не видит в нем смысла, кто-то воспринимает как диету, кто-то изнуряет себя, пытаясь изо всех сил поститься по Уставу, кто-то советуется со священником и чувствует себя виноватым, если съел что-то не то. Надеемся, что приведенные нами сведения из истории помогут вам открыть в посте новые смыслы и, возможно, пересмотреть что-то в вашем способе поститься.
Рекомендуем: Постное и пост
Небольшая статья священномученика Илариона Троицкого полностью переворачивает наши привычные представления о посте в Церкви. Он рассматривает историческое развитие представлений о посте и говорит, что со временем в Церкви понятие поста было заменено понятием постного. Мы использовали в нашей статье сведения, которые он приводит, но, конечно, лучше прочитать статью целиком
Рекомендуем: Толковый Типикон, т.1
Второй источник, который мы использовали - первый том Толкового Типикона М.Скабаллоновича. Часто наше богослужение представляется нам незыблемым и дошедшим до нас в неизменном виде прямо от апостолов. К счастью ли, к сожалению ли, но это не так. На всем протяжении истории христианское богослужение менялось, развивалось, было разным в разных местах в зависимости от обстоятельств. Понимать это полезно, потому что это понимание учит больше ценить не форму, а содержание.

В первом томе Толкового Типикона прослеживается история богослужения с I века до XIX века.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle