Как уподобиться Богу?
Когда сатана искушал Еву, он сказал ей, что они с Адамом «станут как боги», если съедят запретный плод. Но Адам и Ева не стали как боги, а познали смерть и скорбь. Однако, способ уподобиться Богу существует.

Господь совершил наше спасение Своей смертью на Кресте, искупив наши грехи и примирив нас с Богом. Каждый из нас становится причастным спасительной силы Животворящего Креста не иначе, как через свой собственный крест. Когда наш крест соединяется с Крестом Христовым, он силу и действие последнего переносит на нас. Крест соединяет человека со Христом и делает подобным Ему.

Путь уподобления Богу показывает нам Сам Господь, говоря: «… кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35).
Отвергнись себя
По словам святителя Иннокентия Московского, первая обязанность христианина – отвергнуться себя – означает оставить свои худые привычки; исторгнуть из сердца всё, что привязывает нас к миру; не питать в себе худых желаний и помыслов, но все делать из любви к Богу. Отвергнуться себя, по слову Апостола Павла, - быть мертвым для грехов и мира, но живым для Бога. («Указание Пути в Царствие Небесное»).
Возьми крест свой
Вторая обязанность идущего за Иисусом Христом – взять крест свой. Господь никого не принуждает брать крест, но «кто хочет». По мысли святителя Феофана Затворника, есть три вида крестов: «первый вид - кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания; второй - кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстьми и похотьми ради добродетели; третий — кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностью в волю Божию».
1) Внешние кресты - мученичество
Распятие на кресте в начале нашей эры было видом казни в Римской империи. Поэтому слова Христа о необходимости взятия своего креста во времена Евангелия воспринимались более буквально, чем в наши дни. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает это в своем толковании на Евангелие от Матфея: «Беспрестанно, говорит Он, имей пред глазами смерть, и каждый день будь готов на заклание. Многие, хотя пренебрегали богатство, удовольствие и славу, но не презирали смерть, а страшились опасностей. Поэтому Я, говорит Он, хочу, чтобы Мой подвижник боролся до крови и подвиги его продолжались до самого заклания. Итак, если нужно будет претерпеть смерть, и смерть позорную, смерть под проклятием и по подозрению в худых делах, то все должно перенести с мужеством и еще тому радоваться».

Мы редко думаем о таком виде крестоношения. Но и в наши дни есть люди, готовые умереть за Христа. Один из примеров — 21 копт, убитый ИГИЛом в феврале 2015 года. Они были убиты за то, что были христианами и взывали ко Христу во время казни. Они буквально последовали Христу, отдали себя Богу, полностью уподобились Христу даже до смерти. Смерть для них стала приобретением (Флп. 1, 21), соединением с Богом, свидетельством любви к Нему. Научимся у них мужеству.
2) Внешние кресты - скорби
По сравнению с мученичеством другие виды внешних крестов выглядят не настолько пугающе. К ним относятся любые виды внешних неприятностей: неудачи, болезни, потери близких, клевета, насмешки, неблагодарность, бедность, неудачи в работе и карьере. Эти кресты есть у всех. От них не избавляет ни богатство, ни известность. И Жанна Фриске болела раком, хоть была знаменита, и Ходорковский попал в тюрьму, хоть и был богат.

Спасительным крест становится или не становится в зависимости от настроя, с которым мы его несем. Чтобы он был ко спасению, нужно взять свой крест добровольно, «полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжел он не был» (арх. Иоанн (Крестьянкин)). Нужно принимать и переносить все, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятного, горестного, печального и трудного, без злобы, ропота и жалобы, то есть не считая себя обиженным, и без ожидания за это земной награды, но с любовью, радостью, терпением и твердостью. Вспомним благочестивого и нечестивого разбойников, распятых со Христом. Оба были разбойники, оба были распяты на кресте. Но один из них хулил Христа и не думал о том, что он сам заслужил наказание, а другой останавливал его и говорил: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). И дальше он просит Христа помянуть его, когда Он придет в Царствие Своем и Христос обещает ему рай. Так одна и та же ситуация, один и тот же крест по разному обернулся для разных людей.
3) Внутренние кресты — смирение, видение грехов и борьба со страстями
Невозможно взять и понести внешний крест без креста внутреннего — борьбы со страстями. Когда нас оскорбляют — хочется ответить тем же. Когда что-то не получается — хочется впасть в уныние. Когда нет денег, хочется посвятить жизнь их зарабатыванию, а не служению Богу. Здесь может помочь мысль «я по грехам это принял» и видение своих грехов, что само по себе является крестом. А также внутренняя борьба и распятие страстей. Распять страсти – значит обессилить их, подавить, искоренить с помощью Божией. Эта борьба трудна и болезненна, так как страсти «так приросли к телу и душе, что корнями своими проникли во все составы их и силы», поэтому-то она и является крестом внутри нас. Но она спасительна и избавляет нас от духовной смерти и страданий, которые приносят нам страсти, и позволяет радоваться даже в самых тяжелых ситуациях.

Способы борьбы со страстями указывает нам Священное Писание и святые отцы: Иоанн Лествичник, Феодор Студит, Василий Великий, Никодим Святогорец, авва Дорофей и многие другие подвижники. В борьбе со страстями важно помнить о том, что ждет нас, когда мы победим их: покой, радость, свет, которые водворятся в нашем сердце, когда в нем обитает Бог. И тогда крест становится древом райской жизни.
4) Совершенный крест - преданность в волю Божью
Крест преданности в волю Божию – это самый совершенный крест для человека. На него восходят уже совершеннейшие христиане.

Очищаясь от страстей, мы готовим себя к тому, чтобы принеси «себя чистого Богу в жертву чистую и непорочную», какой является Жертва Самого Христа. «Крест Христов есть плод преданности в волю Божию — беспрекословной, полной, безвозвратной». В Гефсиманском саду Господь молился, чтобы чаша страданий и смерти прошла мимо Него, но «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26, 39). Так и совершенные христиане «все бывают распяты на воле Божией», являясь совершенно послушны ей. В пример можно привести авву Досифея из «Душеполезных поучений» аввы Дорофея, достигшего совершенного послушания. Как пишет и святой апостол Павел: «Я сораспялся Христу», «и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19—20). Это верх совершенства христианского, которого только способен достигнуть человек, когда он становится единым с Богом. «Он есть предначатие будущего состояния по воскресении, когда Бог будет всяческая во всех (1 Кор. 15, 28)».
5) Крест у каждого свой
Крест дается каждому свой, по силам, который человек может нести. А что же значит свой крест? Это значит, по мысли архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь. (Дал обеты монашества — не ищи женитьбы, связан семьей — не стремись к свободе от детей и супруги.)» Свой крест — это значит довольствоваться тем, что по силам, не брать на себя больше, чем можешь понести.

Давая нам крест, Господь дает и помощь в несении креста. Все скорби происходят с согласия и воли Господней. Бог «точно знает, что, кому, когда и как послать; и когда посылает, во благо того самого посылает, кто подлежит горю. Так осмотрись, и увидишь благие о тебе намерения Божии в постигшей тебя скорби. Или грех какой хочет очистить Господь, или от греховного дела отвесть, или прикрыть меньшим горем от большего, или случай тебе дать — терпение и верность Господу показать, чтоб на тебе потом показать и славу милосердия Своего», - пишет святитель Феофан. «Говори сам себе: по грехам моим посланы мне такие удары, - и благодари Господа, что благость Его на покаяние тебя ведет. Затем, вместо бесплодного горевания, распознай, какой есть за тобою грех, покайся и перестань грешить. Когда так расположишься, то, конечно, скажешь: мало еще мне. По грехам моим и не того стою!» Святитель называет крест человека лекарством от грехов, ключом в Царство Небесное.
6) Как определить свой крест?
Святитель Феофан Затворник призывает нас: «Сие ведая, станем, братие, на Голгофе у крестов и начнем применять себя к ним и их к себе, какой к кому придется. Симон Киринейский, несший Крест Господа, есть образ тех крестоносцев, кои подвергаются внешним скорбям и лишениям. Кого изображает благоразумный разбойник распятый и кого Господь на Кресте, я только что сказал пред сим: первый изображает борющихся со страстями, а Господь — мужей совершенных, распявшихся в богопреданности. А крест злого разбойника кого изображает? Изображает тех, кои работают страстям. Страсти их мучат, терзают, распинают на смерть, не давая никакой отрады и никакой благой надежды. По сим признакам примеряй всякий к себе кресты и сам себя по ним определяй, кто ты — Симон ли Киринейский, или благоразумный разбойник, или подражатель Христу Господу, или разбойник злой, по страстям, тебя снедающим? Каким себя найдешь, такого и конца себе ожидай».

На иконе - Симон Киринейский и разбойники
И следуй за Мной...
Последовать Христу – означает жить по заповедям Его, начертанным в Евангелии. И согласно им распинать на кресте своем все противное Богу. Мы все ищем свой путь ко спасению, но лишь немногие из нас знают, что начало и конец этого пути – Крест Христов. «Без креста нет спасения для души, нет надежды на жизнь блаженную. В кресте спасение, в кресте жизнь, в кресте защита от грехов; крест – источник вечной сладости, сила разума; в кресте веселие духовное, в кресте полнота добродетелей, в кресте совершенство святости» (свт.Иоанн Тобольский (Максимович)

Нужно постараться найти свой крест, взять его и нести. Как пишет святитель Феофан Затворник: «…осмотрись около себя и в себе, усмотри крест свой, понеси его, как следует, соединенно со Крестом Христовым, — и будешь спасен».

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии для сайта Cackle