Бытие Церкви, реальное действование христианства сейчас, здесь. Революция — главная может быть тема Нового времени, главная тема Мережковского во всяком случае. Восстание декабристов — «первый опыт политической революции в России» — главная тема его романа «14 декабря». И вот надо решить — творчески, то есть изобрести, для себя в реальном действии понять — отношения христианства и революции (общество по Евангелию живущее, а не только болтающее о нем; Христос и свобода, Христос и власть, Христос и насилие).
История — то пространство, где встречаются человек и Бог. Или: история — непрерывное пролитие крови? Царь все не может решить — «картечь или конституция», и всё решает — «картечь». Декабристы мечтают: «Господь не покинет России. Только бы с Ним, только бы с Ним — и такая будет революция, какой мир не видал!». Но провидят: «Всюду — вольность без Бога — злодейство, братоубийство неутолимое. И надо всей Россией, черным пожарищем — солнце кровавое, кровавая чаша диавола». И всё же, перед казнью, Муравьев-Апостол, автор «Катехизиса», манифеста христианской революции, христианской республики, пишет: «Не спасется Россия, пока не исполнит моего завещания: свобода с Богом».
Третья часть трилогии «Царство Зверя», своего рода продолжения — в плане художественных средств и философии — трилогии «Христос и Антихрист». Отец А. Мень писал о «Царстве»: «Трилогия “Царство зверя” (“Зверь из бездны”), состоящая из драмы “Павел I” и двух романов: “Александр I” и изданного уже во время революции “14 декабря”. “Царство зверя” — о кризисе российской монархии, культуре, народе, будущем России, судьбах трагических… […] о разрушении империи. Безумный Павел I — фигура очень противоречивая. Не сумел, по-моему, Мережковский увязать двух сторон личности Павла. Вторая часть, замечательная! — про декабристов, называется “Александр I”, написана под сильным влиянием Достоевского. И наиболее мощная — “14 декабря” (тоже под влиянием Достоевского)».
[Аудиокнига создана в рамках проекта «Нигде не купишь»; читает Юрий Заборовский.]