Лактанций. Творения

Лактанций. Творения

Автор:

Тема: Апологеты. II—III века 

О произведении

Литературное наследие Лактанция — классический образец латинской христианской патристики, и шире — всей позднеантичной литературы. Как пишет Майоров, задачей Лактанция было «оправдать христианство в глазах еще привязанной к античным ценностям римской интеллигенции», что обусловило «интеллектуально привлекательную и литературно совершенную» форму его сочинений.

В наше собрание творения Лактанция вошли: главный труд Лактанция «Божественные установления» (последняя по времени апология христианства, образец стиля той эпохи; книга, столь любимая в эпоху Возрождения, девизом этой книги, пожалуй, могла бы стать вот такая цитата: «в мудрости заключается вера, а в вере — мудрость» — формула примирения античности и Церкви и одновременно превосходства христианства как всеобъемлющего синтеза), «Книга к исповеднику Донату о смертях гонителей» (одно их самых известных творений Лактанци......
Литературное наследие Лактанция — классический образец латинской христианской патристики, и шире — всей позднеантичной литературы. Как пишет Майоров, задачей Лактанция было «оправдать христианство в глазах еще привязанной к античным ценностям римской интеллигенции», что обусловило «интеллектуально привлекательную и литературно совершенную» форму его сочинений.

В наше собрание творения Лактанция вошли: главный труд Лактанция «Божественные установления» (последняя по времени апология христианства, образец стиля той эпохи; книга, столь любимая в эпоху Возрождения, девизом этой книги, пожалуй, могла бы стать вот такая цитата: «в мудрости заключается вера, а в вере — мудрость» — формула примирения античности и Церкви и одновременно превосходства христианства как всеобъемлющего синтеза), «Книга к исповеднику Донату о смертях гонителей» (одно их самых известных творений Лактанция, несколько тенденциозное, ярко и живо описывающие историю гонений на христиан от Нерона до Константина и защищающее идею Божественного возмездия; по жанру — нечто среднее между памфлетом и апологией), «Легенда о Фениксе» (стихотворение, возможно приписываемая Лактанцию ложно, пересказывающее древнеегипетскую легенду о чудесной птице, умирающей и возрождающейся, кстати «Легенда о Фениксе» оказала большое влияние на К. С. Льюиса и Толкина), «О Страстях Господних» (очень небольшое сочинение, тема которого ясна по названию — интересна его форма — это прямая речь Христа, рассказывающего о Себе: «Кто бы ни был ты, входящий в храм — приближаясь к алтарю, остановись ненадолго и взгляни на меня — невиновного, но пострадавшего за твои преступления; впусти меня в свой разум, сокрой в своем сердце. Я — тот, кто не мог взирать со спокойной душой на тщетные страдания рода человеческого и пришел на землю — посланник мира и искупитель грехов человеческих. Я — живительный свет, когда-то озарявший землю с небес и теперь снова сошедший к людям, покой и мир, верный путь, ведущий к дому, истинное спасение, знамя Всевышнего Бога и предвестник добрых перемен»).