«Апология» и другие творения

Автор:

Тема: Святоотеческое наследие  Апологеты. II—III века 

О произведении

Святой Иустин в своем философском поиске пережил конфликт античного и христианского пониманий философии: как абстрактного мышления и опытного экзистенциального познания. Философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Евангелию). Философ-Мученик развивает учение о Боге как Творце мира, как о принципе его существования, о Том, Кто является в Теофании, с одной стороны, и как полностью апофатичном, трансцендентном, несообщаемом, «анонимном» — с другой. Здесь предугадывается то центральное для Православия богословие, которое найдет свое завершение в паламизме. Первая тема раскрывается в основном в учении Иустина Философа о Логосе — как посреднике между Богом и миром, как о разумном начале вселенной, но безусловно равночестном и единым с Отцом. Центром его мысли было Воплощение Логоса — это «безумие...... Святой Иустин в своем философском поиске пережил конфликт античного и христианского пониманий философии: как абстрактного мышления и опытного экзистенциального познания. Философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Евангелию). Философ-Мученик развивает учение о Боге как Творце мира, как о принципе его существования, о Том, Кто является в Теофании, с одной стороны, и как полностью апофатичном, трансцендентном, несообщаемом, «анонимном» — с другой. Здесь предугадывается то центральное для Православия богословие, которое найдет свое завершение в паламизме. Первая тема раскрывается в основном в учении Иустина Философа о Логосе — как посреднике между Богом и миром, как о разумном начале вселенной, но безусловно равночестном и единым с Отцом. Центром его мысли было Воплощение Логоса — это «безумие для эллинов». Его философия выполнена в эсхатологических тонах, в ожидании второго пришествия Вочеловечившегося Логоса. В его сочинениях есть бесценные свидетельства о жизни ранних христиан (в частности одно из первых подробных описаний Евхаристии).

В наше собрания творений святого Иустина Философа и Мученика вошли две его «Апологии» (первая адресована императору Антонину Пию, вторая — римскому сенату; основная задача Иустина Философа в этих Апологиях — убедить власти не преследовать христиан за «одно лишь имя», призвать к более объективной оценке; в первой Апологии содержится подробное описание христианского вероучения и богослужения) и «Разговор с Трифоном» — самая ранняя из дошедших до нас апологий иудаизма (к сожалению, не полностью). «Разговор с Трифоном» — возможно, запись реально произошедшего диспута Иустина с раввином Тарфоном. В нем содержатся автобиографические данные об Иустине Философе, в частности рассказ об его духовном поиске и обращении ко Христу. Также «Разговор с Трифоном» посвящен христианскому пониманию Ветхого Завета, философскому учению Иустина о Боге.