О священстве и другие слова

О священстве и другие слова

Автор:

Тема: Вселенские соборы. IV—VIII века 

О произведении

Во 2-ю книгу 1-го тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли: «О священстве», «Беседа по рукоположению во пресвитера», «Против аномеев», «Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог», «Против иудеев», «Слово о проклятии», «Слово на Новый год», «О Лазаре». Представляется, что важнейшими из этих творений свт. Иоанна Златоуста являются книги «О священстве», о которых Флоровский в «Восточных отцах» писал: «Диаконское посвящение св. Иоанн принял в 381 году от Мелетия Антиохийского, пресвитерское — от его преемника Флавиана в 386 году. О своем новом призвании Златоуст говорил в знаменитых книгах «О священстве» (в действительности, о епископском служении). Трудно сказать, когда он писал их, но не позже пресвитерского рукоположения. Он исходил из идей св. Григория Богослова. Два основных мотива Златоуст подчеркивал. Во-первых, говорил о высоте священн...... Во 2-ю книгу 1-го тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли: «О священстве», «Беседа по рукоположению во пресвитера», «Против аномеев», «Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог», «Против иудеев», «Слово о проклятии», «Слово на Новый год», «О Лазаре». Представляется, что важнейшими из этих творений свт. Иоанна Златоуста являются книги «О священстве», о которых Флоровский в «Восточных отцах» писал: «Диаконское посвящение св. Иоанн принял в 381 году от Мелетия Антиохийского, пресвитерское — от его преемника Флавиана в 386 году. О своем новом призвании Златоуст говорил в знаменитых книгах «О священстве» (в действительности, о епископском служении). Трудно сказать, когда он писал их, но не позже пресвитерского рукоположения. Он исходил из идей св. Григория Богослова. Два основных мотива Златоуст подчеркивал. Во-первых, говорил о высоте священного звания, как призвания к тайнодействию. «Священное служение проходится на этой земле, но занимает место среди властей небесных». Ибо священство установлено Самим Утешителем. И разве на земле мы остаемся, когда видим снова Господа, приносимого и мертвого, и как бы обагряемся Его кровью. А священник предстоит у жертвенной трапезы… Престол священника поставлен на небесах. Ему дана небесная власть ключей, которая не дана и ангелам… Во-вторых, в священнике Златоуст видит, прежде всего, учителя, наставника, проповедника, пастыря душ. И об учительном служении священства он говорит всего больше. В этом отношении он ставит священника выше монаха — в пастырском служении больше любви, чем в монастырском уединении, и пастырство есть служение деятельной любви, служение ближним… «То именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно», — замечал Златоуст…»