Иоанн Карпафийский. Творения

Иоанн Карпафийский. Творения

Автор:

Тема: Вселенские соборы. IV—VIII века  Практика духовной жизни  Св. Отцы 

О произведении

Прп. Иоанн Карпафийский, один из авторов Добротолюбия, описывал путь монаха от состояния раба Божьего, движимого страхом, к состоянию сына, обладающего совершенной любовью. В собрание творений преподобного Иоанна Карпафийского вошли: «К монахам, находившимся в Индии, писавших к нему сто увещательных глав», «Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся [к нему] монахам из Индии, восполняющее число ста глав (Дополнение первой сотницы глав)», «Сто семнадцать глав (сотница вторая)». Вот слова Иоанна Карпафийского, выражающие суть христианской философии: «1. Все доброе произошло от благого [источника], и в сущем нет никакого зла, ибо ничто лукавое не может произойти от благого по сущности.
2. Благое по сущности есть собственно сущее, и присно сущее, и тождественно сущее, а именно — безначальное Начало всего, неизреченная Монада, триипостасная Единица: неисточный......
Прп. Иоанн Карпафийский, один из авторов Добротолюбия, описывал путь монаха от состояния раба Божьего, движимого страхом, к состоянию сына, обладающего совершенной любовью. В собрание творений преподобного Иоанна Карпафийского вошли: «К монахам, находившимся в Индии, писавших к нему сто увещательных глав», «Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся [к нему] монахам из Индии, восполняющее число ста глав (Дополнение первой сотницы глав)», «Сто семнадцать глав (сотница вторая)». Вот слова Иоанна Карпафийского, выражающие суть христианской философии: «1. Все доброе произошло от благого [источника], и в сущем нет никакого зла, ибо ничто лукавое не может произойти от благого по сущности.
2. Благое по сущности есть собственно сущее, и присно сущее, и тождественно сущее, а именно — безначальное Начало всего, неизреченная Монада, триипостасная Единица: неисточный Отец, вечный Родитель Сына и сущностно Источник Святого Духа.
3. Все созданное создано из не-сущего, то есть получив бытие по воле Сущего. Ибо если несозданное — Сущее, то созданное — не-сущее, но называется сущим, потому что приобрело бытие от Сущего. Если же оно владеет приобретенным бытием, то не извечно сосуществует с Богом, поскольку началом и концом имеет Самого Бога, а Он не имеет ни начала, ни конца, Сам будучи конечной причиной всего.
4. Несозданное бесконечно, а созданное конечно. Как же конечное будет извечно сосуществующим с бесконечным? Ведь ум, созерцая созданное как получившее начало бытия, поскольку оно создано, проходит мимо него и достигает несозданного безначального Начала, конца Коего не находя, созерцает Его не сосуществующим с Им созданным, но скорее неуразумеваемо предсуществующим Ему и предоставляющим бытие не имеющему бытия. Посему, смирившись, охваченный созерцанием не постижимого и не охватываемого умом, он заставляет умолкнуть мысль, что извечно сосуществует с Богом созданное Им, оставляя Ему ведать, каким образом произошло первоначально созданное Им».