Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря

Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря

— Валаам — остров в северной части Ладожского озера, на котором расположен Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся величайшим памятником русского зодчества. Служба там поется знаменным распевом. Знаменное же пение сугубым образом поддерживает, успокаивает, делает более доступным содержание молитвы и не оставляет безразличным ни одно православное сердце.

Страна: СССР/СНГ/Россия

Об авторе

По мнению современного церковного человека, знаменный распев более всего уместен в период пения постной триоди, то есть Великим постом. Это, конечно, заблуждение, но в нем есть свой резон. Великий пост — это время покаяния, время возгревания в глубине сердца особого покаянного чувства. Знаменное же пение сугубым образом способствует такому состоянию души: поддерживает, успокаивает, более доступным делает содержание молитвы. Происходит это не только за счет внешней формы, как-то: монодийности, то есть одноголосия или остановки мысли на ключевых словах молитвы в виде продолжительных мелодических узоров. Главным является скорее дух древнего благочестия, который в полной мере и неотъемлемым образом присутствует в древней певческой традиции нашей Церкви. В «золотые» времена Святой Руси, в эпоху прп. Сергия Радонежского и его учеников, когда подвиг благочестия был нормой жизни, никакого пения,...... По мнению современного церковного человека, знаменный распев более всего уместен в период пения постной триоди, то есть Великим постом. Это, конечно, заблуждение, но в нем есть свой резон. Великий пост — это время покаяния, время возгревания в глубине сердца особого покаянного чувства. Знаменное же пение сугубым образом способствует такому состоянию души: поддерживает, успокаивает, более доступным делает содержание молитвы. Происходит это не только за счет внешней формы, как-то: монодийности, то есть одноголосия или остановки мысли на ключевых словах молитвы в виде продолжительных мелодических узоров. Главным является скорее дух древнего благочестия, который в полной мере и неотъемлемым образом присутствует в древней певческой традиции нашей Церкви. В «золотые» времена Святой Руси, в эпоху прп. Сергия Радонежского и его учеников, когда подвиг благочестия был нормой жизни, никакого пения, кроме знаменного в Русской Церкви не существовало. Гимнографическое творчество отцов Церкви вплоть до XVII века никогда не ориентировалось на западные образцы, даже если они были весьма удачны в музыкальном плане. Основной целью было сохранение православного духа. Музыка — самый абстрактный вид искусства, в нем нет конкретного образа. Музыка таинственным образом передает настрой души, то состояние духа, какое вложено было автором в его произведение. Если учесть, что церковное творчество в основе своей является соборным, тогда становится понятным, почему церковное пение так важно для богослужений. Не отвлекая внимания молящегося от слов молитвы, знаменное пение, напротив, помогает услышать текст, расставляет смысловые акценты, но только не путем исполнительских приемов, как: громогласность, мелизматика или сольные партии. В древнем знамени есть нечто другое: строгость мелодизма, глубоко и тщательно продуманная музыкальная форма, выстроенная древними гимнографами с единственной целью — помочь в сопереживании слов молитвы. Взаимоотношения знаков-знамен и попевок глубоко символичны. Даже сам звукоряд имеет троичную символику. Степенность и красота распева не дает рассеиваться уму, но помогает молящемуся видеть, что у него происходит в сердце, что происходит в мыслях. Знаменное пение помогает собрать всего себя для молитвенного предстояния перед Богом. Каждый знак (знамя, отсюда название — знаменный) знаменной нотации — это целый образ, который означает несколько смысловых уровней, что совершенно отсутствует в западной нотации. Знамя или попевка говорят нам, куда должен быть направлен наш умный взор, какой настрой души должен у нас быть, какие имеются интонационные особенности и, наконец, какой музыкальный материал в них заключен. Если сравнивать древнерусскую традицию с византийской. то даже в этом случае знаменный распев никак не уступает византийскому по силе и глубине религиозного чувства. В конце XVII — начале XVIII веков западное влияние стало распространяться в церковных кругах настолько сильно, что к концу прошлого века партесное пение стало почти повсеместным. Исключение составляли, может быть, несколько монастырей, в том числе и Валаамская обитель, где хоть как-то пытались сохранить древнерусскую национальную традицию церковного пения. В нынешние времена Валаамская братия имеет то же тщание, что и наши отцы и, возможно, на данный момент Валаам является, к сожалению, единственным большим русским монастырем, где поют только знаменным распевом, за редким исключением в виде небольших вкраплений в праздничные службы, украшения ради, родственных распевов: византийского, болгарского, и др. Валаамская обитель сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Огромную помощь в изучении древнего знамени оказывают нам и преподаватели, неутомимые исследователи церковно-певческой традиции А. Н. Кручинина, З. М. Гусейнова.

Автор произведений

О, дивный остров Валаам!

О, дивный остров Валаам!

О, дивный остров Валаам!

Полная Псалтирь

Полная Псалтирь

Псалмы Давидовы. Полная Псалтирь с тропарями и молитвами. Регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев). 2007 год. Псалтирь — это одна из книг Библии. Псалмы являются неотъемлемой частью богослужения в храме и молитвен...

Северный Афон

Северный Афон

Хор братии Валаамского монастыря. 1995 г. Альбом «Северный Афон» — это соединение в единое целое двух родственных традиций нашей Греко-Российской православной церкви. Монашеское пение отличается тихостью, иногда безыскусностью, но...

Последование ко святому Причащению

Последование ко святому Причащению

Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Последование ко святому Причащению.

Валаамская литургия

Валаамская литургия

Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Валаамская литургия

Последование Страстей Господних (части 1 и 2)

Последование Страстей Господних (части 1 и 2)

Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Последование Страстей Господних. Части 1 и 2, 2000 г.

Сокровенный путь

Сокровенный путь

Иеродьякон Герман. 1997 г. Альбом «Сокровенный путь» — это попытка показать внутреннюю, духовную сторону монашества, как крестного пути, и сделать это в музыкальных образах древних церковный песнопений, взятых из певческих рукоп...

Валаамская всенощная

Валаамская всенощная

Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Валаамская всенощная, часть 1, 2004 г.

«Се, Жених грядет в полунощи...»

«Се, Жених грядет в полунощи...»

«Се, Жених грядет в полунощи...» Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994 г. Обиходные песнопения Валаамского монастыря.

Воскресения день. Пасхальный канон

Воскресения день. Пасхальный канон

Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. «Воскресения день. Пасхальный канон» 1995 г. «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех» — запись этой стихиры, с которой начинается Пасхальная заутреня, откры...

«Вонми, небо...»

«Вонми, небо...»

«Вонми, небо…». Иеродиакон Герман 1998 г. Покаянные стихи на 8 голосов знаменного распева XVII в. Когда проходит период «первой благодати», которой сподобляется человек в начале своего пути к Богу, тогда попускает Господь испыта...

Taste of the Fountain of Immortality. Песнопения на английском языке

Taste of the Fountain of Immortality. Песнопения на английском языке

Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Album in English «Taste The Fountain Of Immortalitiy». Valaam Brotherhood Chor, directed by Monk Herman 1996 year.

Псалмы Давидовы. Полная Псалтирь с тропарями и молитвами. Регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев). 2007 год. Псалтирь — это одна из книг Библии. Псалмы являются неотъемлемой частью богослужения в храме и молитвенного правила православных христиан. В псалмах ярко выражены многие чувства и переживания человека: покаяние и смирение, сознание своего недостоинства...
Хор братии Валаамского монастыря. 1995 г. Альбом «Северный Афон» — это соединение в единое целое двух родственных традиций нашей Греко-Российской православной церкви. Монашеское пение отличается тихостью, иногда безыскусностью, но всегда искренностью каждого певаемого слова.
Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Последование ко святому Причащению.
Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Валаамская литургия
Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Последование Страстей Господних. Части 1 и 2, 2000 г.
Иеродьякон Герман. 1997 г. Альбом «Сокровенный путь» — это попытка показать внутреннюю, духовную сторону монашества, как крестного пути, и сделать это в музыкальных образах древних церковный песнопений, взятых из певческих рукописей XVI—XVII вв.
Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Валаамская всенощная, часть 1, 2004 г.
«Се, Жених грядет в полунощи...» Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994 г. Обиходные песнопения Валаамского монастыря.
Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. «Воскресения день. Пасхальный канон» 1995 г. «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех» — запись этой стихиры, с которой начинается Пасхальная заутреня, открывает настоящий диск, содержащий песнопения праздника Пасхи. Радостью о Воскресшем Христе, о торжестве жизни над смертью проникнуты эти песнопения. Пер...
«Вонми, небо…». Иеродиакон Герман 1998 г. Покаянные стихи на 8 голосов знаменного распева XVII в. Когда проходит период «первой благодати», которой сподобляется человек в начале своего пути к Богу, тогда попускает Господь испытания самые тяжкие и самые важные, именуемые у святых отцов как «богооставленность». Это Господь проверяет нашу преданность к Нему, нашу любовь. И хотя...
Хор братии Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Album in English «Taste The Fountain Of Immortalitiy». Valaam Brotherhood Chor, directed by Monk Herman 1996 year.