«Пять слов о богословии» и другие творения

Автор:

Тема: Святоотеческое наследие  Вселенские соборы. IV—VIII века 

Форма: Стихи,  Слово,  Письма 

О произведении

«Богослов Троицы», как нарекло его Предание. В тринитарном богословии Церкви Григорий Богослов занимает главное место — никто не писал о Троице так проникновенно, так прекрасно, так поэтично, но и так точно и богословски выточено, как он. Григорий Богослов — автор мистических и автобиографических поэм и стихов. Если подход Василия к триадологии можно назвать «формальным» (на глубине это, конечно, не так), то подход Григория Богослова — личный, интимный, скорее молитва, чем рассуждение. Тайна единосущия Лиц, триединства Бога была для него драгоценнейшей и очевиднейшей истиной: «Троица воистину есть Троица», — это основная мысль Григория Богослова. «Имя Троицы, — говорит он, — означает не счет вещей неравных — но совокупность равных и равночестных», соединенных по естеству и в естестве. Со всею силою Григорий всегда подчеркивает совершенное единство Божественного бытия и жизни: «совершенна...... «Богослов Троицы», как нарекло его Предание. В тринитарном богословии Церкви Григорий Богослов занимает главное место — никто не писал о Троице так проникновенно, так прекрасно, так поэтично, но и так точно и богословски выточено, как он. Григорий Богослов — автор мистических и автобиографических поэм и стихов. Если подход Василия к триадологии можно назвать «формальным» (на глубине это, конечно, не так), то подход Григория Богослова — личный, интимный, скорее молитва, чем рассуждение. Тайна единосущия Лиц, триединства Бога была для него драгоценнейшей и очевиднейшей истиной: «Троица воистину есть Троица», — это основная мысль Григория Богослова. «Имя Троицы, — говорит он, — означает не счет вещей неравных — но совокупность равных и равночестных», соединенных по естеству и в естестве. Со всею силою Григорий всегда подчеркивает совершенное единство Божественного бытия и жизни: «совершенная Троица из трех совершенных… Не успеваю помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому». Каждое из Трех, созерцаемое по Себе, есть Бог, и все Три, созерцаемые вместе, суть также единый Бог. «Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы». Назианский богослов не объясняет тайну, а прямо фиксирует ее как антиномию: «Бог разделяется, так сказать, неразделимо, и сочетавается разделенно, — потому что Божество есть Единое в Трех, и Единое суть Три». Созерцание единосущия и неслиянности Троицы — бесспорный факт личного духовного опыта Григория Богослова. Единство и равночестие Лиц по Григорию держится на трансцендентности и вневременности Троицы. Бог вечен по природе и выше всякой последовательности и разделения. Недостаточно сказать: Бог всегда был, есть и будет, — лучше сказать: Он есть, так как он сосредоточивает в Себе Самом целое бытие, которое не начиналось и не прекратится.

Здесь представлены все шесть томов собрания творений святителя Григорий Богослова.

[Аудиокнига создана порталом Предание.ру; Слово 20 в ней начитал диакон Олег Петроченко, волонтер]

Производитель: Фонд «Предание»  

  • 1
    Предисловие
  • 2
    Слово 14. О любви к бедным, часть 1
  • 3
    Слово 14. О любви к бедным, часть 2
  • 4
    Слово 14. О любви к бедным, часть 3
  • 5
    Слово 16. В память святых мучеников Маккавеев
  • 6
    Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиеписко ...
  • 7
    Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиеписко ...
  • 8
    Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиеписко ...
  • 9
    Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Свят ...
  • 10
    Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, и ...
  • 11
    Слово 28. О богословии второе. Часть 1
  • 12
    Слово 28. О богословии второе. Часть 2
  • 13
    Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое. ...
  • 14
    Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое. ...
  • 15
    Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне втор ...
  • 16
    Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне втор ...
  • 17
    Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе. Часть ...
  • 18
    Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе. Часть ...
  • 19
    Слово 37. На евангельские слова: «Когда окончил Ии ...
  • 20
    Слово 37. На евангельские слова: «Когда окончил Ии ...
  • 21
    Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасител ...
  • 22
    Слово 44. На неделю новую, на весну и в память муч ...
  • 23
    Слово 45. На Святую Пасху. Часть 1
  • 24
    Слово 45. На Святую Пасху. Часть 2