Полемические сочинения

Авторы:

Тема: Святоотеческое наследие  Вселенские соборы. IV—VIII века 

О произведении

Полемические сочинения — Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. Собрание текстов халкидонитов против монофизитов.


Настоящее издание содержит сочинения православных богословов, полемизировавших с монофизитами в разные периоды истории и при разных обстоятельствах. Леонтий Иерусалимский (VI–VII вв.), представлен двумя текстами: один написан в жанре догматических апорий, а другой является комментированным флорилегием, сопровождаемым апологией Халкидонского Собора и халкидонитов. Другой автор — сирийско-арабский «мелькитский» богослов Феодор Абу-Курра (VIII–IX вв.) — представлен полемическим трактатом философско-догматического характера, отстаивающим православную христологию. При всем различии исторических ситуаций, в которых были написаны эти сочинения, авторы публикуемых текстов, помимо того, что они оба — православные халкидониты, полемизирую......
Полемические сочинения — Леонтий Иерусалимский, Феодор Абу-Курра, Леонтий Византийский. Собрание текстов халкидонитов против монофизитов.


Настоящее издание содержит сочинения православных богословов, полемизировавших с монофизитами в разные периоды истории и при разных обстоятельствах. Леонтий Иерусалимский (VI–VII вв.), представлен двумя текстами: один написан в жанре догматических апорий, а другой является комментированным флорилегием, сопровождаемым апологией Халкидонского Собора и халкидонитов. Другой автор — сирийско-арабский «мелькитский» богослов Феодор Абу-Курра (VIII–IX вв.) — представлен полемическим трактатом философско-догматического характера, отстаивающим православную христологию. При всем различии исторических ситуаций, в которых были написаны эти сочинения, авторы публикуемых текстов, помимо того, что они оба — православные халкидониты, полемизирующие, в данном случае, с монофизитами, имеют и еще нечто общее между собой. Богословское образование Феодора Абу-Курры, согласно целому ряду источников, проходило в Палестине, возможно, в монастыре св. Саввы (здесь в VIII в. подвизался и куда более известный русскому читателю прп. Иоанн Дамаскин), а Леонтий Иерусалимский, как видно из его имени и из многих свидетельств в его сочинениях, жил и творил в Палестине. Было бы опрометчиво говорить о принадлежности обоих богословов одной «Палестинской школе» православного богословия, так как существование подобной «школы» (в отличие от Александрийской и Антиохийской) не является общепризнанным фактом (да она и не была как таковая институализирована), тем не менее можно, наверно, говорить об определенной духовной и философско-богословской традиции, которой принадлежали оба богослова. Таким образом, русский читатель сможет познакомиться с сочинениями еще двух представителей этой традиции, отстоящих друг от друга по времени на несколько веков, но объединенных одной верой и наличием предельно артикулированного, в том числе и с помощью философского языка и логики, «догматического сознания», которое выковывалось в непосредственной полемике с пользующимися также философской и логической аргументацией представителями других христианских исповеданий в пограничной для Ромейской империи Палестине, или, как в случае жившего в халифате Абу-Курры, даже за ее границами.

Помимо сочинений Леонтия Иерусалимского и Фе — Феодора Абу-Курры, мы публикуем перевод трактата VI в., известный под латинским названием De Sectis (О сектах). Он входит в «Патрологии» Миня в «Леонтьевский корпус» и, по мнению ряда ученых, принадлежит еще одному богослову из Палестины — Леонтию Византийскому, хотя атрибутировать его кому-либо из известных Леонтиев в настоящее время с уверенностью нельзя. Этот трактат, являющийся кратким, но весьма емким историко — догматическим обзором основных ересей, известных к VI в., содержит защиту Халкидонского Собора и полемику с монофизитами (в чем-то пересекающуюся, а в чем-то отличную от полемики с ними Леонтия Иерусалимского), которая составляет его важнейшую часть.

Публикуемые здесь сочинения на русский язык переводятся впервые и представляют несомненный интерес для всех, изучающих православное богословие и историю Церкви.

Cоставление, вступительные статьи, перевод, примечания: Г. И. Беневич.
Перевод, примечания: Д. А. Черноглазов.
Статья, перевод, примечания: Ф. Г. Беневич.