Диадох Фотикийский. Творения

Диадох Фотикийский. Творения

Автор:

Тема: Вселенские соборы. IV—VIII века  Практика духовной жизни  Св. Отцы 

О произведении

Блж. Диадох Фотикийский сумел органично соединить две традиции умного делания: традицию «ума» и «сердца». В этом смысле его описание мистического пути образцово для Православия. «Любовь соединяет душу с самими совершенствами Божиими, исследуя Невидимого умственным чувством», — так резюмирует свое учение сам Диадох. Флоровский писал о мысли Диадоха Фотикийского: «Диадох определяет аскетический подвиг как путь любви. Вера есть бесстрастная мысль (или понятие) о Боге. Надежда — «исхождение ума в любви к уповаемому». И любовь «соединяет душу с совершенствами Божиими, испытуя Невидимого неким умным ощущением…» Любовь к Богу есть прежде всего некое самоотречение и смирение себя пред Богом, некое забывание о себе, нелюбовь к себе самому Бога ради. И еще — как бы некий постоянный уход от самого себя, в любовь к Богу. Истинный подвижник непрестанно желает, чтобы Бог прославился в нем, но сам хоте...... Блж. Диадох Фотикийский сумел органично соединить две традиции умного делания: традицию «ума» и «сердца». В этом смысле его описание мистического пути образцово для Православия. «Любовь соединяет душу с самими совершенствами Божиими, исследуя Невидимого умственным чувством», — так резюмирует свое учение сам Диадох. Флоровский писал о мысли Диадоха Фотикийского: «Диадох определяет аскетический подвиг как путь любви. Вера есть бесстрастная мысль (или понятие) о Боге. Надежда — «исхождение ума в любви к уповаемому». И любовь «соединяет душу с совершенствами Божиими, испытуя Невидимого неким умным ощущением…» Любовь к Богу есть прежде всего некое самоотречение и смирение себя пред Богом, некое забывание о себе, нелюбовь к себе самому Бога ради. И еще — как бы некий постоянный уход от самого себя, в любовь к Богу. Истинный подвижник непрестанно желает, чтобы Бог прославился в нем, но сам хотел бы остаться при этом как бы "несуществующим"».

В собрание творений Диадоха Фотикийского вошли: «Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного» (Флоровский о нем: «"Сто глав о духовном совершенстве". Это краткое и связное руководство монашеской жизни. В нем очень силен полемический мотив, — опровержение мессалианства. Диадох вводит нас в понимание внутренних трудностей и опасностей в монашеской жизни, в молитвенном делании»), «Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа», «Указание последних пределов, или верха совершенства главнейших добродетелей» и «Слово против ариан».