Как может быть использовано ненасилие в нашей обычной повседневной жизни? Чем мы должны пожертвовать ради достижения справедливости? Что поможет нам успешно достигнуть своих целей, оставаясь при этом в нравственном поле?
Курс лекций Демидовой по теории и практике ненасилия расскажет о ненасилии у Мартина Лютера Кинга, Махатмы Ганди, Льва Толстого и Ивана Ильина.
Первая лекция продемонстрирует на примере борьбы М. Ганди и М. Л. Кинга с несправедливостью, как возникали, выкристаллизовывались и применялись основные принципы ненасильственного сопротивления.
Вторая лекция посвящена русской революции 1905 г. Еще из школьных учебников мы знаем о первой «буржуазно-демократической революции 1905 г.», которая «пробудила к сознательной политической борьбе» миллионы рабочих и крестьян и проложила дорогу к революции 1917 г.
Но есть и другой взгляд: события 1905 г. рассматриваются как «освободительное движение», имевшее по преимуществу ненасильственный характер, что проявлялось и в целях, преследуемых боровшимися людьми, и в средствах достижения этих целей.
Как начиналось «освободительное движение» 1905 г.? Кто должен был возглавить его? Какова была динамика смертных казней в этот период? Почему ненасильственное взаимодействие народа и власти переродилось в насильственное?
Третья лекция посвящена толстовской концепции непротивления злу силой. Идеи Толстого были чрезвычайно популярны в начале XX в. — но вскоре после его смерти в России разгорелась кровавая революция и ужасающая гражданская война. Почему его проповедь ненасилия не смогла погасить «мировой пожар» большевиков?
Отдельный вопрос — соотнесение толстовских идей с христианством. Сам он считал их самой сердцевиной христианской морали, но многие церковные авторы выступали с критикой его идей. Почему возник этот спор, и в чем правота каждой из сторон?
Четвертая лекция излагает позицию Ивана Ильина в связи с ненасилием. Учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием получило мировую известность и дало мощный толчок массовой ненасильственной практике. Однако многие, от Владимира Соловьева до веховцев, критиковали его учение.
Наиболее полно эта критика представлена в книге Ивана Ильина «О сопротивлении злу силой». Ильин обвиняет Толстого в фактическом отрицании духовных начал жизни, примиренчестве и попустительстве злу.
Насколько это справедливо? Возможна ли победа над злом только духовными средствами? Лежит ли на Толстом вина за победу революций в России?
Пятая и заключительная лекция курса посвящена проблеме сопротивления злу, как она представлена в книге известного русского мыслителя Ивана Ильина «О сопротивлении злу силой».
Книга Ильина вышла в Берлине в 1925 г. Его полемика с Толстым определила направленность философских дискуссий в среде российской интеллигенции первой трети XX в. о возможности применения силовых методов в политике. Не ограничившись критикой толстовского учения, Ильин провел детальный анализ проблемы и показал, что не всякое применение силы есть зло, и пресечение злодейства посредством силы не является злом или увеличением зла.
Книга породила обширную полемику и в России и за рубежом. Что такое добро и зло? В чем разница между «применить насилие» и «заставить? Чем духовная любовь отличается от мирской? Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, не сопротивляться злу мечем и силой? Является ли силовая борьба со злом духовным компромиссом?
На эти и другие вопросы ответит Елена Демидова, кандидат философских наук, доцент научной школы МИЭМ ВШЭ, в рамках пятой, завершающей лекции о теории и практике ненасилия.