Псевдо-Климент. 2-е послание к коринфянам

Тема: Святоотеческое наследие  Апологеты. II—III века 

О произведении

Авторитет Климента Римского побудил многих авторов подписывать его именем свои сочинения. «2-е послание к коринфянам» — примечательно своим учением о предсуществовании Церкви. На самом деле это не послание, а одна из первых дошедших до нас христианских гомилий (проповедей). Неизвестный автор «Второго послания к коринфянам» принадлежал, по-видимому, к обращенным из язычников. «Послание» довольно кратко разбирает учение о Троице, более подробно останавливается на христологии (подчеркивая Божество Христа; Искупление мыслится в двух аспектах: как возведение от небытия к бытию и возведение от незнания ко знанию). Интересно учение о Церкви «Второго послания к коринфянам» Псевдо-Климента: своеобразное изложение идеи предсуществования Церкви, с пространными рассуждениями о духовной Церкви, явившиеся в последние дни «во плоти Христа». Как и вся раннехристианская литература, «Второе послание к кор...... Авторитет Климента Римского побудил многих авторов подписывать его именем свои сочинения. «2-е послание к коринфянам» — примечательно своим учением о предсуществовании Церкви. На самом деле это не послание, а одна из первых дошедших до нас христианских гомилий (проповедей). Неизвестный автор «Второго послания к коринфянам» принадлежал, по-видимому, к обращенным из язычников. «Послание» довольно кратко разбирает учение о Троице, более подробно останавливается на христологии (подчеркивая Божество Христа; Искупление мыслится в двух аспектах: как возведение от небытия к бытию и возведение от незнания ко знанию). Интересно учение о Церкви «Второго послания к коринфянам» Псевдо-Климента: своеобразное изложение идеи предсуществования Церкви, с пространными рассуждениями о духовной Церкви, явившиеся в последние дни «во плоти Христа». Как и вся раннехристианская литература, «Второе послание к коринфянам» подчеркнуто эсхатологична (акцентируется антитеза «века сего» и «века будущего»). Все эти аспекты увязаны с аскетикой «Послания», с его призывом «блюсти чистоту плоти». «Плоть» вообще одна из центральных тем «Второго послания к коринфянам»: «Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти? Поэтому вам должно хранить плоть как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же».