Осмогласие знаменного распева. Тропари, кондаки, подгласы

Осмогласие знаменного распева. Тропари, кондаки, подгласы

Тема: Богослужебное пение Русской Православной Церкви 

Жанр: Богослужебное пение Русской Православной Церкви 

Форма: Богослужебное песнопение 

О произведении

Осмогласие знаменного распева. Тропари, кондаки, подгласы (2004) История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников. «Пойте Богу нашему, пойте» — говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии. Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней мо...... Осмогласие знаменного распева. Тропари, кондаки, подгласы (2004) История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников. «Пойте Богу нашему, пойте» — говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии. Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает свое благословление молящимся людям. Как на Руси появился знаменный распев? История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия. Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад. От знаменного распева к партесному пению Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были теплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа. Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов». Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть с помощью нотации, ставшей классической, — пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменен. Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства. Церковная музыка в стиле классицизма В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность. Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М. С. Березовский, А. Л. Ведель, создатель первого государственного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» Д. С. Бортнянский и С. А. Дегтярёв. Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времен» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегченные «мирские» композиции. Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за все», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/05-kondak-vozdvizheniju-gl-4.mp3
    1
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/16-kondak-sreteniju-gl-1.mp3
    2
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/20-in-tropar-vhoda-gospodnja-v-ierusalim-gl-4.mp3
    3
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/02-tropar-rozhdestvu-bogorodicy-gl-4.mp3
    4
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/11-kondak-rh-gl-3.mp3
    5
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/15-tropar-sreteniju-gl-1.mp3
    6
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/13-kondak-bogojavleniju-gl-4.mp3
    7
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/19-kondak-vhoda-gospodnja-v-ierusalim-gl-6.mp3
    8
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/08-tropar-vvedeniju-gl-4.mp3
    9
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/04-tropar-vozdvizheniju-gl-1.mp3
    10
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/18-tropar-vhoda-gospodnja-v-ierusalim-gl-1.mp3
    11
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/24-kondak-pjatidesnicy-gl-8.mp3
    12
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/25-tropar-preobrazheniju-gl-7.mp3
    13
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/22-kondak-vozneseniju-gl-6.mp3
    14
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/29-vmesto-trijatsvogo.mp3
    15
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/03-kondak-rozhdestvu-bogorodicy-gl-4.mp3
    16
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/26-kondak-preobrazheniju-gl-7.mp3
    17
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/27-tropar-uspeniju-gl-1.mp3
    18
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/07-kondak-pokrovu-gl-3.mp3
    19
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/17-tropar-blagoveschenie-gl-4.mp3
    20
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/09-kondak-vvedeniju-gl-4.mp3
    21
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/30-chtenie-apostola.mp3
    22
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/10-tropar-rh-gl-4.mp3
    23
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/14-kondak-bogojavleniju-gl-2-in-rospev.mp3
    24
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/28-kondak-uspeniju-gl-2.mp3
    25
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/21-tropar-vozneseniju-gl-4.mp3
    26
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/12-tropar-bogojavleniju-gl-1.mp3
    27
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/06-tropar-pokrovu-gl-4.mp3
    28
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/23-tropar-pjatidesnicy-gl-8.mp3
    29
  • /uploads/ftp/unknown/osmoglasie-znamennogo-raspeva-tropari-kondaki-po/01-hristos-voskrese-so-stihami.mp3
    30