Осмогласие знаменного распева. Тропари, кондаки, подгласы

Осмогласие знаменного распева. Тропари, кондаки, подгласы

Тема: Богослужебное пение Русской Православной Церкви 

Жанр: Богослужебное пение Русской Православной Церкви 

Форма: Богослужебное песнопение 

О произведении

Осмогласие знаменного распева. Тропари, кондаки, подгласы (2004) История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников. «Пойте Богу нашему, пойте» — говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии. Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней мо...... Осмогласие знаменного распева. Тропари, кондаки, подгласы (2004) История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников. «Пойте Богу нашему, пойте» — говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии. Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает свое благословление молящимся людям. Как на Руси появился знаменный распев? История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия. Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад. От знаменного распева к партесному пению Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были теплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа. Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов». Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть с помощью нотации, ставшей классической, — пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменен. Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства. Церковная музыка в стиле классицизма В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность. Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М. С. Березовский, А. Л. Ведель, создатель первого государственного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» Д. С. Бортнянский и С. А. Дегтярёв. Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времен» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегченные «мирские» композиции. Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за все», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

  • 1
    Кондак Воздвижению гл.4
  • 2
    Кондак Сретению гл.1
  • 3
    Ин тропарь Входа Господня в Иерусалим гл.4
  • 4
    Тропарь Рождеству Богородицы гл.4
  • 5
    Кондак РХ гл.3
  • 6
    Тропарь Сретению гл.1
  • 7
    Кондак Богоявлению гл.4
  • 8
    Кондак Входа Господня в Иерусалим гл.6
  • 9
    Тропарь Введению гл.4
  • 10
    Тропарь Воздвижению гл.1
  • 11
    Тропарь Входа Господня в Иерусалим гл.1
  • 12
    Кондак Пятидесницы гл.8
  • 13
    Тропарь Преображению гл.7
  • 14
    Кондак Вознесению гл.6
  • 15
    Вместо Трисвятого
  • 16
    Кондак Рождеству Богородицы гл.4
  • 17
    Кондак Преображению гл.7
  • 18
    Тропарь Успению гл.1
  • 19
    Кондак Покрову гл.3
  • 20
    Тропарь Благовещение гл.4
  • 21
    Кондак Введению гл.4
  • 22
    Чтение Апостола
  • 23
    Тропарь РХ гл.4
  • 24
    Кондак Богоявлению гл.2 (ин роспев)
  • 25
    Кондак Успению гл.2
  • 26
    Тропарь Вознесению гл.4
  • 27
    Тропарь Богоявлению гл.1
  • 28
    Тропарь Покрову гл.4
  • 29
    Тропарь Пятидесницы гл.8
  • 30
    "Христос Воскресе" со стихами